– Почему Виктор Хлебников стал Велимиром?
– Он боролся с усталостью языка и считал, что его нужно обогащать словами, но исключительно со славянскими корнями, тем самым борясь с многочисленными заимствованиями. Виктор – имя иностранное, а он хотел для себя имя со славянским корнем. Взял псевдоним Велимир, что означает с южнославянского – великий (большой) мир.
– Однако ещё до поэтической карьеры Хлебников профессионально увлекался орнитологией. Откуда такой интерес к птицам?
– У него был большой спектр идей и увлечений. Хлебников был разносторонний во всех планах: это и орнитология, и математика, и физика, поэзия, живопись, он прекрасно рисовал, знал несколько языков. Орнитология захватила Велимира в Казанском университете, куда он поступил в 1903 году на естественное отделение физико-математического факультета. Его отец Владимир Алексеевич Хлебников был известным учёным-орнитологом, и Велимир интересовался изучением птиц с самого детства, решив пойти по стопам отца. Вместе со своим младшим братом Александром, который тоже занимался орнитологией, он побывал в экспедиции на Урале. По результатам этой экспедиции в Зоологический музей Казанского университета были презентованы сто одиннадцать единиц птиц. Хлебникову даже удалось открыть в окрестностях Казани новый вид кукушки. Однако вскоре он охладел к орнитологии, а после знакомства с мэтром символистов, поэтом Вячеславом Ивановым оставил Казань и перевёлся в 1908 году в Санкт-Петербургский университет, где продолжил обучение на естественном отделении, но уже твердо встав на поэтический путь.
– Это интересно, ведь Хлебников ассоциируется прежде всего с футуристами, поэтами-бунтарями. Как же его занесло к символисту Вячеславу Иванову?
– Да, Вячеслав Иванов был знаковой фигурой для Велимира Хлебникова в его поэтическом движении. На первых порах он стал его учителем. Хлебников несколько раз посещал знаменитую башню Иванова в Петербурге, куда приходили поэты абсолютно разных направлений. Потом их пути разошлись, и Хлебников отдалился от символистов, которые не могли его полностью принять, поскольку даже в своём раннем творчестве он оказался совершенно противоположен им. Поэтому Хлебников пошёл к футуристам, которых на славянский манер называл будетляне, то есть люди будущего. Хлебников и возглавил это направление, заняв в нём ключевое место.
– Хлебникова ведь даже избрали Председателем земного шара. Что это была за история?
– В феврале 1916 года Хлебников создал в Москве «Союз 317» или, как его ещё называют, «Общество председателей Земного шара». Число было выбрано не случайно. Согласно Хлебникову, через число, кратное трёхсот семнадцати, происходит повторение исторических событий. «Общество» должно было насчитывать триста семнадцать человек и состоять из лучших людей земного шара. Его идею Хлебников изложил в декларации «Труба марсиан». В ней присутствует одна очень важная фраза: «Пусть Млечный путь расколется на Млечный путь Изобретателей и Млечный путь Приобретателей». По сути все триста семнадцать человек являлись Председателями земного шара, а не только Хлебников. Однако таковым именовали только Хлебникова – создателя Декларации и автора идеи.
– Его ещё называли Королём Времени и предсказателем революции…
– Начинать здесь стоит с 1905 года. Идёт русско-японская война. Наша Тихоокеанская эскадра терпит поражение под Цусимой, и Хлебников, будучи ещё совсем юным, шокирован этим событием. Он решает найти закон Времени, чтобы понять цикличность происходящих событий и предотвратить грядущие трагедии. Его Время состоит из физических, математических формул и вычислений. К сожалению, работая над Законом Времени, Хлебников не оставлял пояснений, откуда он складывает эти числа и пропорции. Учёные до сих пор занимаются расшифровкой этого закона. А революцию он действительно предсказал. В труде «Учитель и Ученик» 1912 года Хлебников написал: «Не стоит ли ждать падения государства в 1917 году?». Правда, по цензурным соображениям, он не написал Государства Российского. Это не единственная дата, которую предсказал Хлебников. Например, он предсказал борьбу за независимость в Африке и отделение Египта от Британской империи. Это не просто предсказания, а высказывания, опирающиеся на его Закон Времени, на то, что поэт смог вычислить физическим и математическим путём. Хлебников предполагал, что будет некое независимое государство Времени. Оно должно состоять из «Творян»: поэтов, писателей, философов. Королём Времени Хлебникова стали именовать, исходя из его труда «Закон Времени», который был опубликован в 1922 году в сборнике «Доски судьбы».
– А как сложились отношения Хлебникова с другими футуристами, например, с Маяковским?
– Футуристы приняли Хлебникова и всячески старались его поддерживать: предлагали временное жильё, печатали его стихи. Их в то время громили газеты. Родители Хлебникова Владимир Алексеевич и Екатерина Николаевна не понимали поэтическое увлечение сына, а вот Маяковский считал Хлебникова своим учителем. Они оба занимались словотворчеством. Есть словарь неологизмов Велимира Хлебникова. Его примеру последовал и Маяковский, который тоже привнёс в русский язык две тысячи новых слов. В нашем музее хранится и галстук, который Маяковский подарил Хлебникову. Хотя в конечном итоге их пути разошлись на фоне революционных событий 1917 года. Маяковский стал певцом революции, а Хлебников на долгое время был вычеркнут из русской литературы.
– Вы упомянули о словотворчестве Хлебникова. Какие новые слова он привнёс в русский язык?
– Он, например, ввёл в оборот слово «лётчик», до Хлебникова лётчиков называли авиаторами или воздухоплавателями. В 1913 году Хлебников впервые употребил слово Волгоград. Так поэт хотел назвать Астрахань, которую считал своим родным городом, и посвятил ей немало произведений, например, рассказ «Есир», просветительские статьи о культурной жизни города и поэму «Хаджи-Тархан» – гимн природе и истории города. В ней собраны все ключевые события Астрахани, но выстроены не в хронологическом порядке, а перемешаны. При каждом прочтении эта небольшая поэма предстаёт в новом свете. Он писал и об открытии художественной галереи, которая существует до сих пор. Хлебников – художественный летописец астраханских событий, человек, введший Астрахань в географию мировой литературы. «Лебедия будущего», Лебедией он ласково называл Нижнее Поволжье, «Астраханская Джиоконда» – все эти произведения переведены на все европейские языки, частично на китайский и японский.
– Сам Хлебников изучал японский. Насколько его манил Восток?
– Хлебников собирал предания, легенды разных этносов, народов, которые потом органично встраивал в свои произведения, побывал в Персии. Хлебников большое внимание уделял Востоку, и многие произведения пропитаны этой любовью. Поэма «Хаджи-Тархан» как раз стала переломной вехой в творчестве Хлебникова, обозначившей его поворот в сторону Азии и Востока. Это неудивительно. В Астрахани даже архитектура пропитана восточными традициями. Город у нас многонациональный и до сих сохраняет свою аутентичность. Астрахань покорила Хлебникова тем, что здесь огромное количество религиозных конфессий и культовых сооружений, тем более это было заметно в дореволюционное время. Хотя в разные периоды поэт по-разному относился к Астрахани, но он всякий раз возвращался в отчий дом. Стремился он туда и в мае 1922 года.
– Но так и не доехал…
– Увы! Хлебников собирался посетить родителей в Астрахани, но на время вместе со своим другом, художником Петром Митуричем, остановился в деревне Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии, где жили родственники Митурича. Хлебников уже тогда находился не в очень хорошем состоянии, которое было связано с его внебытовым образом жизни. Он часто путешествовал на крышах вагонов поездов, ночевал на сырой земле, голодал. В Санталово ему на какое-то время стало лучше, но ненадолго. Хлебников скончался 28 июня 1922 года в небольшой баньке. Его похоронили в деревне Ручьи близ Санталово без отпевания. В 1961 году прах поэта был перемещён на Новодевичье кладбище в Москве. Скульптор Виктор Клыков установил на могиле в Ручьях памятную стелу, на которой изображён ребёнок с короной на голове. На Новодевичьем была установлена Каменная Баба – символ, который проходит через всё творчество Хлебникова. В 1993 году скульптор Степан Ботиев в селе Малые Дербеты, где родился Хлебников, также установил памятник поэту.
– Почему, на ваш взгляд, Хлебников выбрал для себя участь странника?
– Думаю, он сознательно ушёл от бытовой жизни, чтобы всегда быть в центре ключевых событий. Конечно, вокруг него было достаточно много знакомых и друзей, которые пытались помочь: накормить, одеть, приютить. Однако Хлебников решил связать свою жизнь со странствиями, отказаться от всякого бытового обустройства, уйти из отчего дома, путешествовать, возвращаться к родителям, гостить у них, потом опять уходить. Эти решения впоследствии отразились на его творчестве, спектр которого невероятно огромен. Ему удалось связать воедино математику, литературу, музыку, изобразительное искусство, театр. Тому пример сверхповесть «Зангези» – апогей творчества Хлебникова, опубликованная уже после его смерти. В ней Велимир осуществил сплав науки и искусства, а главный герой, пророк Зангези – прообраз самого поэта.
– Насколько сегодня велик интерес к Хлебникову?
– Время забвения Хлебникова прошло, и сейчас к нему повышенный интерес. В преддверии юбилея в Доме-музее поэта открылась выставка «Я есмь! Я был! Я буду!», на которой представлены портреты Велимира Хлебникова из собрания Астраханской картинной галереи. Там представлены портреты, выполненные почитателями таланта поэта, например, уже упомянутым мной художником Петром Митуричем «Портрет Велимира Хлебникова» (1955), Андреем Волконским «Портрет Велимира Хлебникова в лавровом венке» (1950-е), Серафимом Павловским «Велимир Хлебников» (1985) художником-нонконформисто третьей волны эмиграции Александром Путовым «Портрет Велимира Хлебникова» (1989), Степаном Ботиевым серия «Хлебниково поле», астраханским художником Биргали Алиевым «Гадалка. Портрет В. Хлебникова» (1982 ). В двадцать первом веке к Хлебникову снова возвращаются такие художники, как Владимир Провидохин из Минска, подаривший нам огромное количество линогравюр по мотивам произведений Хлебникова, в том числе портрет поэта, который можно увидеть на выставке. Таким образом, интерес к Хлебникову не иссякает.
– А что для вас самое главное в творчестве Хлебникова?
– Он многранен. Его можно изучать всю жизнь и даже на процент не приблизиться к пониманию того, какой это был человек. В его творчестве меня привлекает архитектура. Про архитектуру будущего он написал в 1915 году в статье «Мы и дома». Также в Хлебникове меня привлекает его любовь к Астрахани, судьба Велимира связана со многими городскими памятниками архитектуры, Астрахань буквально пропитана творчеством Поэта-Будетлянина. Каждый к Хлебникову приходит через что-то своё, через свой внутренний мир. В Хлебникове есть всё.