Инна Желанная, Роман Рябцев, группа «Комсомольск», Найк Борзов и Сергей Мазаев выходили на сцену и вместе с «Альянсом» исполняли их классику, не стесняясь эмоций и эффектных жестов. Пара сотен зрителей, допущенных в зал в соответствии с антивирусными инструкциями, выдавали гораздо больше шума, чем можно было ожидать от такого количества людей, и упорно не хотели отпускать со сцены героев вечера. Сами герои сумели уместить в одном флаконе и концертную презентацию их недавнего альбома «Космические сны», и основательное ностальгическое погружение в восьмидесятые и девяностые.
«Альянс» на глазах у всех заинтересованных переживает бурный ренессанс. Кажется, группа определилась с составом — к старожилам Игорю Журавлеву и Андрею Туманову прибавились клавишник и вокалист Герман Штром и барабанщик Дмитрий Горшенин. Возможно, пока коллектив не претендует на титул идеальной концертной машины, однако технические проблемы решить куда проще, чем создать для публики определенную атмосферу, и по части ауры своих выступлений «Альянс» может стать для многих поводом для зависти.
Многое, конечно, объясняется музыкой. Ее у группы довольно много, причем самой разной. Они в свое время заметно наследили и в синти-попе, и в фолке, и даже в гитарных боевиках. А еще у них определенно есть своя Hotel California, та самая «На Заре», которую публика снова поет громче самих участников «Альянса». Кстати, «На Заре» была исполнена без помощи звездных друзей, а вот «Дайте Огня» превратилась в могучий джем с участием Найка Борзова, Романа Рябцева и Сергея Мазаева. Это случилось во второй половине концерта, и после такого триумфа фанатские страсти кипели до самого финала.
На следующий день, когда все участники действа вернулись к обычной жизни, мы попытались выяснить у Игоря Журавлева, что это вообще было.
— Все оказалось даже выше наших ожиданий, — сказал лидер «Альянса» в беседе с «ЗД». — Прямо праздник музыки и ощущение какого-то смысла в происходящем. Все поддерживалось тем, что публика пришла довольно молодая. Когда уж на закате творчества ты понимаешь, что у тебя появилась новая аудитория, и она молодая, это очень окрыляет, значит, все было не зря.
— Ну, о закате творчества пока говорить рано. По крайней мере, так кажется со стороны. Новый альбом, новый состав группы, и, как я понимаю, есть много материала в работе. Несмотря на то что «Альянсу» в будущем году исполнится сорок лет…
— Наверное, будем отмечать в Доме музыки и позовем всех, кто был в группе в разные времена. Хэн, Сергей Старостин и много кто еще. И там покажем полную ретроспективу «Альянса». А вчера мы отыграли такой пробный вариант. Дело в том, что раньше опыта таких коллабораций у нас не было, и самая первая получилась довольно массовой. Жалко, не смог приехать Шура Би-2, он позвонил мне за три часа до концерта и сказал, что, так как часть группы у них сейчас на карантине, он просто опасается и за себя, и за других. А Мазай зажег капитально. Найку Борзову отлично подошла наша песня «День Вечного Сна». Очень хороши были девушки из «Комсомольска» с песней «Венок». Это моя авторская песня, которую я написал для мультфильма «Князь Владимир».
— Такие совместные выступления, как правило, требуют прилежных репетиций…
— Конечно. Мы репетировали с Найком, с «Комсомольском» и пианистом Максимом Трефаном, Сергеем Калачевым, Ромой Рябцевым. Мазай просто попросил у нас тональность звучания, а саму песню «Дайте Огня» он знает очень хорошо, поэтому просто приехал на саундчек, и мы поняли, что все будет отлично.
— В ходе концерта вы сыграли большую часть песен с новой пластинки «Космические Сны». Для современного альбома звучит он довольно необычно. Вы как будто не заметили промчавшиеся мимо десятилетия и радикальные изменения музыкальной моды и технологий. По звуку прямо ничем не замутненные восьмидесятые. Неужели не хотелось погрузиться в новые музыкальные дебри?
— Я достаточно зрелый музыкант для того, чтобы подвергаться каким-то влияниям. Потом я увидел, что ниша подлинных восьмидесятых сейчас пустует. В СМИ ничего не найдешь про Japan или Tears For Fears, в лучшем случае промелькнет где-то Duran Duran, а так восьмидесятых как будто и нет. Мне даже как-то обидно за эту музыку. И еще я соскучился по восьмидесятым. Много лет мы были с Инной Желанной в этнике, но потом меня вдруг опять потянуло в новую волну и новую романтику. Мне кажется, восьмидесятые — благославенные в плане музыки времена. И вот эту нишу мне и хотелось заполнить. А потом оказалось, что это востребовано у молодежи. Я знаю много новых коллективов, которые стараются воссоздать звучание музыки восьмидесятых. Это и Super Besse, и «Второй Этаж Поражает», и так далее. Получается, есть интерес к синти-попу, отсюда и молодежь на наших концертах. Не хватает им красоты и романтики, потому что жизнь стала совсем не романтичной.
— И музыка сейчас пишется совсем по-другому. Как только кто-то найдет звук, который станет востребованным, все его сразу скопируют, поэтому всюду звучит будто бы одна и та же песня…
— Ну да, если это в тренде, то все дуют в одну дуду. Кстати, если вспоминать времена московской рок-лаборатории, то мы отличались от питерского рок-клуба как раз разнообразием. У нас было западло, когда группы похожи друг на друга. В Питере своего рода отец — БГ, и все в эту сторону и стремились. А здесь были «Звуки Му», «Вежливый Отказ», «Центр», «Николай Коперник», «Альянс» — очень разные ребята. Наверное, поэтому мода на нас не очень влияет. Хочется оставить более фундаментальный след.
— Довольно часто в интервью музыканты, которые выступают уже десятилетиями, говорят, что настоящее удовольствие от концертов начали получать лишь в весьма зрелом возрасте. К вам такое наблюдение относится?
— Я тоже только сейчас начинаю испытывать настоящее удовлетворение от концертов. Раньше всегда были какие-то сомнения насчет того, что мы все делаем правильно. Нужно было совершенствовать технику игры, пробовать, экспериментировать. Сейчас уже как в том анекдоте — я свою ноту нашел. И получаю от этого удовлетворение. Конечно, не все идеально, но процентов на девяносто я доволен.
— Современный «Альянс» состоит в некотором смысле из двух частей. Есть вы и Андрей Туманов из классического состава. А также клавишник и вокалист Герман Штром и барабанщик Дмитрий Горшенин как свежая кровь. Долго привыкали к молодежи?
— Очень быстро, практически мгновенно. Без лишней скромности скажу, что «Альянс» очень музыкальная группа, и любой музыкант это сразу понимает. Если музыку приятно играть, то все делают это с удовольствием. И хорошо видно, что и Герман и Дима готовы пожертвовать многим ради «Альянса». В наших отношениях не улавливается выгода, речь о том, чтобы получить кайф.
— Вечеринки после концерта сейчас актуальны?
— Да, в гримерке стояла большая бутылка текилы, все поздравляли друг друга, целовались, обнимались, забыв про COVID. Было забавно. И до сих пор многие шлют свои поздравления, делятся впечатлениями. Я и сам не ожидал, что все так получится. Перед концертом, конечно, волновались по поводу того, что все сыровато. Но потом пошло по нарастающей, и если на третьей песне я был еще не в своей тарелке, то на шестой меня отпустило, а уж когда прозвучали «На Заре», «День Освобождения»… Мы вышли на бис, хотя не собирались этого делать.
— В итоге вы сыграли больше двадцати песен, что для клубного концерта довольно много…
— Потому что самих песен много, и они разные. Есть «Дайте Огня» и в то же время «Венок». Песня Инны «Родная Кровь» и «Фальстарт». Это не надоедает. При всем моем уважении к Nirvana, я не могу слушать их целый концерт, кажется, что звучит одна и та же песня.
— Когда в одном концерте собраны песни, написанные в разные десятилетия, чувствуется, как меняется их эмоциональная окраска. Все-таки создавались они в разное время и с разным настроением. То, что написано в конце восьмидесятых, когда группа была на подъеме, отличается от песен девяностых, то есть не самого веселого для вас времени. Когда вы все это поете, наверное, возникают соответствующие воспоминания?
— Сцена — это работа, и в этот момент я сосредоточен на определенных вещах: интонации, вовремя нажать на кнопку на примочке. Но бывают ситуации, когда меня действительно накрывает атмосфера, в которой были написаны эти песни. Особенно вчера, когда на сцену вышла Инна, сразу вспомнился Московский дворец молодежи, где мы записывали альбом «Сделано В Белом». А когда пел «Без Тебя», конечно, вспоминал Олега Парастаева.
— Многие песни «Альянса» — настоящее испытание для голоса. Нужно как-то готовиться или уже ничего не страшно?
— Всегда есть небольшие опасение — а вдруг голоса не будет. Но сейчас моя жизнь проходит в нормальном режиме, я отказался от всех веществ, изменяющих сознание, и с голосом все довольно стабильно. А вчера мне еще Инка дала волшебную таблеточку для голоса, и иногда даже возникали мысли в духе: неужели это я пою. Так что все прошло на подъеме.