В РАМТе поселилась «Лысая певица»

Черная комната театра стала обителью черного юмора Эжена Ионеско

В репертуаре Российского молодежного театра (РАМТ) появилось новое название – «Лысая певица» Эжена Ионеско. Если эти четыре слова вам ни о чем не говорят, то увиденное точно не оставит равнодушным. Хотя может и повергнуть в шок с непривычки. Ведь речь не о буквальной трагичной истории облысевшей исполнительницы с привычными драматическими элементами, а о театре абсурда глазами отца основателя жанра драматурга Эжена Ионеско. Корреспондент «МК» побывал на предпремьерном показе и узнал у молодого режиссёра Екатерины Половцевой (мастерская Сергея Женовача), в чем секрет осмысленного абсурда.

Черная комната театра стала обителью черного юмора Эжена Ионеско
Сцена из спектакля. Фото: Мария Моисеева.

Одним черным-черным вечером, в одной черной-черной комнате шесть артистов очень по-черному шутили. Звучит, как детская страшилка. Но в РАМТе действительно есть Черная комната для спектаклей малой формы. И вечерами шесть артистов под руководством молодого режиссера будут вовлекать зрителей в осмысленный абсурд.

Еще в далеком 1948 году французский драматург Эжен Ионеско написал первую пьесу «Лысая певица». Легенда гласит, что замысел возник в голове у драматурга, когда тот учил английский язык. Перечитывая предложения, он почувствовал, что не учит язык, а скорее открывает прописные житейские истины. Вроде того, что в неделе семь дней, потолок — наверху, а пол — внизу. Нередко английские учебники используют условных персонажей для диалогов. Ими стали супруги Смит, которые в дальнейшем появились уже в пьесе Ионеско. 

Сцена из спектакля. Фото: Мария Моисеева.

Драматурга поразило, как миссис Смит методично сообщает мужу, что у них несколько детей, живут они в окрестностях Лондона, что их фамилия Смит, сам господин Смит — служащий. А еще у них есть служанка Мэри, которая, как и они, англичанка. Этот, казалось бы, обыденный опыт стал основой одной из самых абсурдных, но вовсе не глупых пьес. А название изначально никакого отношение к певице не имело. И звучало просто – «Английский без труда». 

– Сейчас мы расскажем вам трагичную историю одной певицы. Она облысела, как вы понимаете из названия. Спектакль длится часов 7… – говорит Екатерина Половцева перед началом.

На самом деле действие идет всего 1,5 часа без антракта. За это время зритель знакомится с двумя супружескими парами Смитами (Алексей Бобров и Анна Ковалева) и Мартинами (Виталий Тимашков и Людмила Пивоварова), а также служанкой Мэри (Татьяна Шатилова) и пожарным (Александр Пахомов). Пожалуй, на этот логичное построение заканчивается.

Пожарный — Александр Пахомов, миссис Смит — Анна Ковалева. Фото: Мария Моисеева.

В бумажном доме, где то и дело включается телевизор со старыми американскими рекламными роликами, происходит полная неразбериха. Герои обмениваются бессмысленными фразами, улыбаются друг другу, домовито ухаживают друг pа другом как порядочные супруги. А затем резко шагают в альтер-эго, открывая зрителю другую правду о себе – сюрреалистично, неожиданно и очень смешно.

В то же время, супруги Мартины вообще пытаются минут 20 друг с другом познакомиться – флиртуют, заигрывают… Стоп. Они же женаты уйму лет! У них даже общая дочка есть с разными глазами. А что делает пожарный за дверью? И почему служанка то и дело возникает со своим здравомыслием? Что вообще происходит?! Но прямого смысла лучше не искать. Позвольте абсурду проникнуть в ваш разум, и все встанет на свои места.

После спектакля разговариваем с режиссером Екатериной Половцевой.

– Чем вас привлекла эта пьеса?

– Мне захотелось сделать осмысленный абсурд. То есть не странность ради странности, а найти мотив для того, чтобы люди рождали этот странный текст из себя. Ведь это так похоже на нашу жизнь: подслушанные куски телефонных разговоров в маршрутке или диалоги за соседним столиком в кафе, выкрики соседей в разгар семейных ссор, обрывки политических передач по телевизору. И все эти люди живут своей жизнью, у них есть семьи, дети, мечты, цели, разочарования и ожидания. Это не просто картонные странные фигурки. Вот и захотелось придумать людей из этой пьесы, расшифровать их мотивы и постичь структуру их мышления. Что оказалось гораздо труднее, чем при разборе психологических пьес. Но тем и интереснее.

Миссис Смит — Анна Ковалева, мистер Смит — Алексей Бобров. Фото: Мария Моисеева.

– Почему обсуждать насущные проблемы через абсурд и гротеск лучше, чем традиционным драматическим методом? 

– Абсурд даёт возможность взглянуть на самые неразрешимые, страшные проблемы под углом фарса, саркастической сатиры и от души посмеяться над тем, что в обычной жизни может причинять сильную душевную боль. Ведь ситуация в пьесе страшная – люди живут вместе, внешне у них все замечательно: дети, уютный дом в хорошем районе, идеально устроенный быт, но при этом полное отсутствие чувств и интереса друг к другу, пустота и ненависть. Нелюбовь. Йонеско доводит до абсурда эту ситуацию. Муж и жена не узнают друг друга и полчаса пытаются познакомиться. Только в процессе диалога выясняют, что у них много общего, в том числе ребёнок (с разноцветными глазами). Только тогда они понимают, что женаты. Йонеско удаётся совершить акт психотерапии. Ведь когда у тебя появляется возможность увидеть смешное в страшном, происходит освобождение, облегчение. 

Сцена из спектакля. Фото: Мария Моисеева.

– Так при чем здесь все-таки «Лысая певица»?

– В этом юмор абсурда. Можно долго искать аналогии с происходящим или искать глубокий смысл в тексте, и самое интересное, что найдётся несколько вариантов. Название у пьесы появилось случайно – актёр оговорился на репетиции, и эта оговорка стала во главе пьесы. Мне хотелось подчеркнуть факт того, что случайные вещи часто становятся главными, но по сути ничего не значат.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру