Оглашению финалистов предшествовала дискуссия о трансформации фантастического жанра в литературе. Член попечительского совета премии, директор Государственного музея истории российской литературы им. Даля Дмитрий Бак наизусть процитировал начало повести Станислава Лемма «Маска» и вспомнил, что в своё время писал диплом по творчеству знаменитого фантаста, с которым даже переписывался.
-Всё время шли схоластические споры: фантастика – это некое гетто или высокая литература? – рассказывает Бак. – Изначально то, что называлось фантастикой – это литература, которая сосредоточена на проблематике развития науки и технологий. С одной стороны, фантастика желает выйти из этого гетто наружу. Это очень правильное желание, и не надо замыкаться в этой узкой сфере. С другой стороны, мы попадаем в страшно парадоксальный мир, когда от Гоголя до Замятина – всё получается фантастика.
Сейчас, мне кажется, наступает возвращение к технологическим вещам. Казалось, что все времена предсказаний прошли. Брэдбери предсказал наушники. Он назвал их ракушками в романе «451 градус по Фаренгейту», Лемм предсказал электронные книги и читалки. Они у него называются трионы. Всё это как будто ушло в прошлое. Наука обогнала литературу, и об этом неинтересно писать. Но может быть, стоит всё-таки на миг забыть, что фантастика шире, чем жанр научной литературы, и вернуться в эти границы.
В свою очередь, критик Галина Юзефович обратила внимание, что среди нобелевских лауреатов по литературе немало авторов, которые работают в жанре фантастики, но далеко не ограничиваются им.
-Для простой, формульной литературы сейчас приходят плохие времена – говорит Юзефович. – Читатель, ориентированный на массовую продукцию, постепенно просто перестаёт читать и находит для себя другие формы проведения досуга. А это значит, что формульная литература не только фантастическая, но и любовный роман или одноразовый детектив переживает упадок. Таким образом, теряется различие между высокой фантастикой и формульной. Формульная фантастика умрёт, думаю, уже на наших глазах.
В результате, по словам Юзефович, остаётся литература, которая использует фантастическое, как приём. В ней могут быть пришельцы и перемещения во времени, но она призвана не развлечь читателя очередной межпланетной Одиссеей, а высказать универсальные и непростые размышления.
Таковы и произведения, вошедшие в лонг-лист «Новых горизонтов». Их объявила председатель жюри премии, лауреат 2016 года, писательница Мария Галина. Финалистами премии стали рассказ Михаила Гаёхо «Человек послушный», книга Павла Иевлева «Календарь Морзе», романы «Средняя Эдда» Дмитрия Захарова и «Лига выдающихся декадентов» Владимира Калашникова, а также повесть Владимира Покровского «Фальшивый слон».
Состав вышел разнообразным: мало того, что в финал наряду с романами вошел рассказ, да ещё и сами книги опубликованы как в крупных издательствах, так и в небольших, региональных и специализированных.
Победителя премии назовут в декабре. В этом году он получит сто тысяч рублей.
Все произведения финалистов, плюс один текст из длинного списка, а именно роман Карины Шаинян «С ключом на шее», примут участие в кинопитчинге. Жюри в составе писателя, сценариста Ивана Наумова, актёра, режиссёра, худрука Ярославского театра драмы им. Волкова Сергея Пускепалиса и продюсера Валерия Федоровича оценит, насколько представленные тексты интересны для экранизации.