«Гипноз» Валерия Тодоровского, по его же собственным словам, полуфильм, полусон, отчасти психологический триллер. Это история 16-летнего подростка, отстоявшего свой внутренний мир в противостоянии с взрослым и могучим человеком. В той же степени это картина о людях, которые пытаются редактировать других, и тех, кто принимает такое редактирование. Может ли человек поверить в реальность, которую ему внушают? В дни пандемии это обретает особую остроту. Роль подростка сыграл красноярский школьник Сергей Гиро, откликнувшийся на призыв съемочной группы в соцсетях, отчаявшейся найти главного героя. Он прислал самопробы, и все решилось. Тодоровский сравнивает его с молодым Евгением Мироновым, который тоже когда-то пришел к нему на кастинг фильма «Любовь».
Родители главного героя подобны детям, и он находит им замену в лице психотерапевта Волкова, сеансы гипноза которого посещает, чтобы избавиться от лунатизма. Когда Тодоровскому было 12 лет, он в качестве пациента посещал лабораторию гипноза профессора Владимира Райкова и собственными глазами видел его эксперименты с воображаемой крысой, выявляющие склонность к природной агрессии. Теперь его герой перестает различать реальный мир и вымышленный, данный ему взамен чужим человеком. В роли гипнотизера снялся Максим Суханов, с которым Тодоровский работал в 1998 году на «Стране глухих».
Документальная «Психомагия, искусство для исцеления», показанная вне конкурса, снята режиссером и писателем Алехандро Ходоровски, написавшим труд «Психомагия. Воображение как основа жизни» о тайниках души, природе психологических травм, полученных в детстве. Он нашел путь избавления от неврозов через акт искусства. Ходоровски принадлежат слова о том, что человек находится в одно и то же время в прошлом, настоящем и будущем, что формирует его как единое целое. Искусство, согласно его теории, должно освобождать. В картине показано, как люди, к которым жестоко относились родители, обретают внутреннюю свободу, пройдя обряд, напоминающий рождение и перерезание пуповины. Это мощное и смелое зрелище, где нет ничего запретного.
Участвующая в конкурсе картина «Мелодия струнного дерева» Ирины Евтеевой тоже о человеке в нескольких измерениях, его двойнике и неком «господине» души. Сокуров назвал Ирину единственным тотальным художественным автором, и ее новая работа, состоящая из двух новелл, сделанных в ее фирменной изобразительной манере на стыке игрового и анимационного кино, лишний раз это подтверждает. В основе фильма — сверхповесть «Ка» русского писателя и поэта Велимира Хлебникова и его поэма «Медлум и Лейли» о разлученных возлюбленных (не путать с «Лейли и Меджнуном» Низами). Ка — двойник Хлебникова, тень его души.
Ирина Евтеева рассказала «МК»: «Перевод поэмы «Лейли и Меджнун» персидского классика Низами был сделан спустя тридцать лет после смерти Хлебникова. Низами он не читал. Его возлюбленные встречаются на небосводе как звезды. Главный герой — Поэт с большой буквы, наделенный чертами Хлебникова. Его собеседниками становятся его собственные персонажи».
Владимир Кошевой, сыгравший главную роль, попытался передать суть поэтического слова, не произнося его. Поэт и его Ка перемещаются во времени и пространстве от Древнего Египта до передовой Первой мировой войны. Персонажи Хлебникова одновременно находятся в настоящем, прошлом и будущем.