"Хорошие — это наши, плохие — тупые пиндосы"

Современную молодежь отучили думать самостоятельно

Театр — удивительное место. Здесь каждый зритель ощущает, как начинают вибрировать самые тонкие струны души, здесь всегда есть почва для размышлений, здесь возникают неподдельные эмоции.

Современную молодежь отучили думать самостоятельно

Будучи режиссером театра и кино, хочу подчеркнуть, что театр всегда дает обратную связь со зрителем, что крайне важно. Реакция зала может быть самой разной: от смеха и громких аплодисментов до напряженной тишины и искренних слез. Какие-то постановки оказываются долговечны, есть спектакли, на которые билеты продаются моментально. А нынешнее время предоставляет каждому человеку возможность поделиться своим мнением со всем миром, что дает еще одну форму обратной связи — отзывы и комментарии в соцсетях.

Так вот, буквально вчера мы отыграли «О дивный новый мир». Спектакль идет на сцене театра «Модерн» уже больше трех лет, с него начиналась новая жизнь нашего театра. И, в общем, за прошедшее время я имел возможность познакомиться с самыми разными реакциями наших зрителей на эту постановку. Но отзыв, который я прочитал сегодня, заставил меня задуматься и написать эту заметку. Потому что это уже не первый подобный отклик.

Спектакль настолько впечатлил автора, молодую девушку, своей пророческой точностью и легкостью узнавания предсказанного Хаксли в нашей сегодняшней жизни, что она была буквально в ужасе от увиденного. И назвала нашу постановку хоррором. Я мог бы согласиться и с таким определением, если бы не одно «но». А именно: для нее весь ужас спектакля заключается в том, что авторы (писатель плюс режиссер) не подсказали ей выход. Ограничившись лишь показом того мрака несвободы и лжи, в который, по прозрению Хаксли, будет постепенно погружаться мир.

Я задумался. Мне всегда казалось, что выводы в театре должен делать сам зритель. Так же, как читатель должен делать для себя какие-то выводы по прочтении книги. «В театре работает зритель. Не надо ему мешать» — как часто я вспоминаю эти прекрасные слова Михаила Чехова в последнее время! И вот — новый повод. Причем, как я уже сказал, это не первый случай, когда зритель (в основном молодой) предъявляет театру претензии: почему вы не подсказываете, как мне думать и как жить?

Я понимаю, откуда это взялось. Это подросло поколение, воспитанное на современном кино, массмедиа. Развлекательном, очень незамысловатом и понятном. В многочисленных спортивных драмах, в железобетонном патриотическом глянце, которым так хвалится нынешний российский кинематограф, все просто: есть хорошие герои, есть плохие. Хорошие — это наши, плохие — тупые пиндосы, дважды два — четыре, и вообще «можем повторить». Настало время «решебников» и готовых ответов, время курсов личностного роста и марафонов желаний. Время поиска универсального рецепта успеха, алгоритма счастья. Ну, или, если нет шансов на универсальный рецепт — то хотя бы какого-нибудь завалящего шаблончика с невысокой, но проверенной временем надежностью и эффективностью. Чтобы можно было обустроить свою собственную зону комфорта и навсегда забаррикадироваться там от окружающего мира.

Но в жизни так не бывает. И так не бывает в театре. И там, и там человек всегда выбирает сам — как думать, как поступать в той или иной ситуации, как жить. И только такой выбор — самостоятельный — может по-настоящему сделать жизнь глубже. Как, впрочем, и отказ от выбора: он тоже влияет на нас, только в противоположную сторону.

Жизнь часто нас пугает — да, хоррор случается не только в кино и на сцене! — и мы делаем выбор: бежать и прятаться от этого ужаса под кроватью или, пусть даже трясясь от страха, все же оставаться на своем месте и делать что должно. Жизнь часто ставит нас в тупик неожиданными вопросами, обстоятельствами. Иногда просто ломает тяжелыми испытаниями и болью. Но никогда не дает точных указаний, как действовать. В жизни нет чекбоксов, где нужно поставить галочку напротив правильного варианта ответа. Я порой думаю, что иная трудная ситуация и вовсе не имеет правильного варианта ответа. И в то же время правильным ответом для человека может оказаться любой из вариантов, даже если его нет в «списке предложенных решений», — если только этот выбор сделан им самим, сделан осознанно и честно.

Возможно, я ошибаюсь, что готовых ответов не бывает. Может быть, эта девушка, раздавленная антиутопией Хаксли, посмотрит наш спектакль «Война и мир. Русский Пьер» или другую постановку в театре «Модерн» и получит те ответы, которые она не получила в «О дивном новом мире», а еще лучше — прочитает другие книги! И, быть может, она найдет ответ на главный вопрос своей жизни. Верю, такое возможно. Но это будет уже готовый ответ только на ее вопрос. Такой подарок небес — почему нет? Не все же бедняжке мучиться в темном тоннеле, где жестокие писатели и режиссеры не захотели развесить по стенам customer friendly-навигацию.

Еще раз дерзну дополнить меткое выражение Михаила Чехова: «В театре работает зритель. Не надо ему мешать». И «не надо ему подсказывать».

А что до молодого зрителя и до молодежи вообще — я далек от мысли, что нынешние парни и девушки, даже не получив от нас, старших, подсказок, вырастут в беспомощных дяденек и тетенек, не способных самостоятельно разобраться, что к чему в этой жизни. Разберутся, не сомневаюсь. Уверен. А многие уже поняли главное, сделали свой выбор.

Да, не все они одинаково самостоятельные и зрелые. Кому-то нужно помогать. Но помогать не подсказками и списками готовых ответов. А новыми, серьезными вопросами, заставляющими думать, примерять на себя «взрослые» проблемы. Но мы со всем этим опаздываем. Опаздываем и ошибаемся, думая, что они слабее, инертнее, что им нужны подсказки. Опаздывает образование. Опаздывает театр. Опаздывают все, кто мог бы создать для них, молодых, атмосферу поиска. Поиска не компьютерного, с помощью Википедии, а внутреннего, личностного, самостоятельного.

Когда-то я много и с интересом занимался вопросами применения игровых технологий в образовании (да-да, было время, и государство было озабочено подобными проблемами!). И даже получил правительственную награду. Жаль, серьезного применения эти идеи не получили. Но я по-прежнему верю, что «человек играющий» — это путь и способ постижения мира. Может, не единственно возможный, но для молодых людей — самый подходящий. А театр — место, где этот путь может начаться.

Увидимся в театре!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28383 от 7 октября 2020

Заголовок в газете: Поколение в поисках выводов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру