Сбор труппы для любого театра — день невероятно важный. Но, к удивлению администрации, в назначенное время лишь единицы блуждали по фойе, на потолке которого транслировалась мультимедийная выставка в честь Галины Волчек — фотографии, видео, письма. «Опаздывают…» — с негодующим удивлением повторяет администрация. Тишину нарушает театральный звонок, с которым открываются двери в зал. И весь актерский костяк «Современника», словно по договоренности, входит в театр.
А там их уже ждет лектор в белой рубашке со стопкой смятых листов в руках. То есть не лектор, а художественный руководитель Виктор Анатольевич Рыжаков. Но ученическая атмосфера все же присутствует. На сцене — текстовая презентация планов на будущий сезон, в зале — тишина, на задних рядах — шушуканье и хихиканье юных «современников».
«Сегодня волнительный день не только для художественного руководителя… Не только потому, что сегодня Международный день музыки. Сегодня особенный день, потому что на первый план выступает театр», — говорит Виктор Анатольевич и переходит к записям. Он зачитывает цитаты Галины Волчек, Константина Станиславского, сбивается, начинает заново и переходит к… концепции.
Теперь театр займется глобальным поиском себя «через прошлое в настоящем» лабораторным методом. И это касается не только молодых артистов, но и возрастных. Future in the past — так теперь звучит девиз «Современника». А это значит, что «театр — дом» переходит в «театр — вселенную».
Художественные планы строятся на пяти новых работах на основной сцене и двух — на Другой. Уже сегодня «Современник» сыграет «Собрание сочинений» Евгения Гришковца в постановке Рыжакова с Мариной Нееловой, Аленой Бабенко и Никитой Ефремовым в главных ролях. В планах — спектакль «Живой», основанный на текстах Виктора Цоя, в постановке Рыжакова, «Театр» по Сомерсету Моэму Владимира Панкова, «Орестея» в постановке Евгения Арье, а «Первый хлеб» выпустит Бениамин Коц.
На Другой сцене запланированы «Фантазии Фарьятьева» в постановке Георгия Суркова и «Иллюзии» Ивана Вырыпаева, которые поставит Иван Комаров. На этом проектная работа не заканчивается. Виктор Анатольевич объявил о желании активно работать со всей труппой. Например, читать вместе роман и фантазировать в свободной форме о его содержании и персонажах. Вдобавок он предложил труппе поработать над темой «отцов и детей» в русской литературе — выбрать материал, отрепетировать диалоги, представить сценки. А он как руководитель будет контролировать и направлять, давать режиссерские задания. Что из этого получится, кажется, для самого Рыжакова — пока тайна. Но воодушевление по залу не пронеслось.
Зато Виктор Анатольевич представил новых резидентов «Современника». Это почти 20 человек стайерской группы, а также студенты разных направлений (фотографы, сценографы, дизайнеры, продюсеры), которым, как говорит худрук, найдется много работы в театре.
Закончили обнулением. Нет, не художественным, конечно. А визуальным. Теперь вся печатная и диджитал продукция «Современника» выполнена в минималистичном стиле. «Как говорила Галина Борисовна, слова «красивенького» здесь нет и не будет», — подытожил Рыжаков. Минимализм оставил, мягко говоря, странное впечатление.