Фильм о Нагорном Карабахе сняли с программы ММКФ

Картину "Врата в рай" сделал режиссер Аветисян

42-й Московский международный кинофестиваль открылся 1 октября со скандалом. С показа был снят ранее заявленный во внеконкурсной программе фильм «Врата в рай» 38-летнего армянского режиссера Дживана Аветисяна. Его картина отсылает к конфликту в Нагорном Карабахе 1990-х.

Картину "Врата в рай" сделал режиссер Аветисян
Актер Рихард Заммель сыграл главную роль в картине про Нагорный Карабах.

тестовый баннер под заглавное изображение

«Врата в рай» созданы в копродукции нескольких стран: Армении, Литвы, Германии, Болгарии, Чехии, Италии, Австрии, Франции, США. В ней снимался интернациональный актерский состав, а главную роль сыграл знаменитый немецкий актер Рихард Заммель, известный по фильмам «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино (интервью с ним вышло в «МК» в 2017 году). В 2016 году его герой — немецкий журналист Роберт — возвращается в Арцах, чтобы рассказать о событиях, случившихся там спустя 20 лет после объявления перемирия. Он знакомится с оперной певицей Софией, увлечен ею, но тут выясняется, что она — дочь пропавшего без вести фотожурналиста Эдгара Мартиросяна. Он попал в плен в 1992 году во время захвата деревни Талиш. Роберт ничего не сделал для того, чтобы его спасти, и присвоил его фотографии, позднее выдав их за свои.

Руководство ММКФ, учитывая ситуацию в Нагорном Карабахе, в срочном порядке приняло решение изъять картину из программы, дабы избежать конфликта между армянами и азербайджанцами в Москве. Естественно, режиссер был крайне удивлен такому решению. В самые сложные времена Каннский кинофестиваль, к примеру, никогда не снимал картины, даже если к его дирекции обращались руководители заинтересованных стран, как это было с фильмом «Арарат», против показа которого выступала турецкая сторона. И таких инцидентов немало. Крупные фестивали в таких ситуациях руководствуются не политическими аргументами, а исключительно художественными. Искусство для них приоритетно. Недовольство подкрепляет тот факт, что в конкурсе участвует российско-азербайджанская картина «Дочь рыбака».

Кадр из фильма «Предвыборная кампания». Фото: Пресс-служба ММКФ

Уже показанные два конкурсных фильма тоже заряжены политикой, хотя качественно сделаны и наверняка у себя на родине вызывают бурю эмоций. Румынская лента «Предвыборная кампания» Мариана Криша — одна из немногих уцелевших в программе МММКФ после переноса фестивальных сроков с апреля на октябрь. У ее режиссера славная судьба. Он получил «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражку «Мегатрон» в 2008 году, а позднее отмечен в Локарно наградой за дебютный фильм «Завтра утром». «Предвыборная кампания» — четвертая его картина.

Общение с авторами фильма проходило онлайн, хотя они мечтали приехать в Москву. Исполнитель главной роли Йон Сандару прекрасно говорит по-русски. В 1989 году он окончил ВГИК, куда поступил на курс Евгения Матвеева, а после его смерти заканчивал обучение у Анатолия Ромашина. Йон переиграл много русских (и даже грузина) и уже 30 лет работает в старейшем Национальном театре Румынии в городе Яссы. «Я очень хотел поехать на фестиваль, — сказал он, находясь у себя дома. — У нас два дня назад проходили выборы мэра. В моем городе была установлена 30-процентная явка. Молодежь ненавидит политику. Я вижу, как в соцсетях она издевается над выборами, просто их игнорирует. Таких персонажей, как мой герой, прорва. Он — старый волк. Ему все надоело. Он чувствует себя одиноко и пытается в маленьком городишке дать последний бой. Вот только зачем ему это? Он — как овощ и, в сущности, несчастный немолодой человек, живущий по инерции, у которого распалась семья». Йон Сандару цитировал рассказ Чехова «Крыжовник», найдя в «Предвыборной кампании» отголоски того, что есть у русского классика.

Политик Мокану приезжает в маленький городок агитировать население проголосовать за себя. Он поселяется в доме тракториста Виорела, которого случайно встретил и попросил прикинуться старинным другом. Мокану кажется, что такой популистский ход сработает, и его самого воспримут как простого румына. Актера Овидия Кришена, сыгравшего тракториста, можно принять за обычного человека, приглашенного в кино с улицы. Таких людей, как его герой, по телевизору не показывают. Но он становится винтиком предвыборных махинаций.

Картина снималась на родине режиссера в небольшом румынском городке Салонта. Мариана Криш рассказывает о своем замысле: «Время остановилось в этом городке. Там ничего не происходит. Политик пытается жить, как обычные люди. Такие, как он, уже динозавры. Они на пути к исчезновению. У нашего героя — последний шанс выиграть выборы. Румынская молодежь не участвует в них. Она вообще индифферентна к политике».

На экране ее и нет. Голосуют и участвуют в предвыборных перипетиях старики, даже мертвые. За умершего деда Ливиу опускают в урну бюллетень для голосования, благо еще не оформлены документы о смерти. Сделано все это легко, просто и смешно, как это умеют лучшие румынские кинематографисты.

«Распоряжение» снято одним из самых популярных в Бразилии актеров Лазаро Рамосом, экранизировавшим антиутопическую пьесу о депортации из страны темнокожего населения. Сделана она тактично и культурно. Адвокат подает в суд на правительство Бразилии, требуя возместить ущерб потомкам африканских рабов, живущим в его стране. Ответная реакция — насильственное выдворение в Африку по быстро сварганенной программе «Вернись домой». Людей отлавливают, избивают. И если раньше их называли «черными», то теперь именуют «людьми с высоким уровнем меланина». Происходящее на экране не кажется такой уж фантастической картиной, и то, что представлено как недалекое будущее, вполне может стать близким настоящим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28379 от 2 октября 2020

Заголовок в газете: Страсти вокруг кино накаляются

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру