Приехавшая на Директорскую ложу глава Роспотребнадзора Москвы Елена Андреева сообщила, что ситуация с коронавирусом в столице весьма тревожная, непредсказуемая и что уже первые проверки столичных театров, проведенные инспекторами ее ведомства на минувшей неделе, показали массу нарушений. В частности, устало посетовала она, зрители после того, как гаснет свет, снимают маски, а сотрудники театра только разводят руками: мол, что мы можем сделать?
— Это не значит, что мы намерены останавливать работу театров и штрафовать их, но если руководители не могут обеспечить соблюдение норм безопасности, у нас не будет другого выхода, кроме как приостановить работу того или иного учреждения, — предупредила глава столичного Роспотребнадзора. Она приводила цифры, называла коэффициент, по которому считают динамику роста заболевших, давала советы, как соблюдать рекомендации, прописанные ее ведомством, как пилюли больному.
Но когда читаешь эти рекомендации, понимаешь, что если с формальной точки зрения они очень умные и правильные, то с точки зрения театральной практики это такие перегибы, от которых не знаешь, смеяться или плакать. Скажем, руководителям предписано добиваться, чтобы все зрители во время проведения спектакля были в масках, включая возраст 3+. А теперь представим себе зал на 1000 или 700 мест, где какие-то беспечные граждане снимут маски. Во-первых, как к ним подобраться, не нарушив при этом дистанцию и не помешав другим — более сознательным, с масками на лице, гражданам? А если зритель в протесте начнет громко качать права: «Я заплатил деньги за билет, мое право — быть в маске или нет!» Как такого увещевать во время действа? Останавливать спектакль, взывая к его совести? А потом продолжать ломать комедию… или трагедию? Много вопросов у профессионалов, которые сегодня жестко и конкретно поставлены перед фактом: если в соцсетях появится фото со спектакля, на котором зрители не прикрыты масками, у театра будут крупные неприятности — вплоть до его закрытия. А где гарантия, что это фото на FB сделано не год назад?..
Можно сколько угодно задавать вопросы, доказывая абсурдность многих требований Роспотребнадзора, но самое большое противоречие заключается в том, что у театров нет никаких рычагов, нет юридических оснований воздействовать на публику. И тем не менее, несмотря на многочисленные вопросы, руководители театров, собравшиеся на Директорской ложе, усвоили: если их храм Мельпомены закроют, то только по их собственной же вине. Круг замкнулся. А министр культуры Москвы Александр Кибовский со всей суровостью предупредил собравшихся, что будет лично разбираться с теми, кто препятствует проходу в театр инспекторов Роспотребнадзора в форме.
В общем, разговор получился жесткий, атмосфера в свете таких перспектив была напряженная: тучи над театрами сгущаются, и это все понимают. Однако нашелся один смельчак, который задал чиновнице вполне резонный вопрос, — это был худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. Он спросил:
— Почему весь президиум ложи, на которой озвучиваются драконовские меры в отношении театров, сам без масок?
Елена Андреева согласилась с ним, объяснив отсутствие защиты тем, что она все время проходит проверку. Но маску все же надела, продемонстрировав тем самым дисциплинированность и неразрывность слова с делом.