В кино Сергей Колтаков снялся еще студентом - в «Валентине» Глеба Панфилова. Потом были «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко, «Армавир» Вадима Абдрашитова, «Летние люди» Сергея Урсуляка.
Приехал в Москву из Барнаула, где семья какое-то время обитала в полуподвальном помещении, и стал настоящим аристократом. К актерской профессии готовился с ранних лет, но был застенчивым, несовременным человеком, как говорил сам: «Имел совесть и не умел лгать». Еще Леонид Филатов, когда они снимались в фильме «Соучастники», сказал ему: «А ты не будешь заниматься по гроб жизни актерским делом». Отчасти угадал. Из театра Колтаков ушел, считал, что ничего там не осталось. Хотя роли были, сыграл даже Чацкого в «Горе от ума». После скандала во МХАТе в его трудовой книжке появилась запись: уволен по статье за непосещение репетиций. Хотя как говорил Сергей, дело было совсем не в этом.
Долгое время он жил в деревне Кокшкино на бывшей даче своего учителя по ГИТИСу Андрея Попова. Вел хозяйство, великолепно готовил. Побывать у него в гостях – было одно удовольствие. Уединение стало его образом жизни. Имея такой дар, он мог бы стать первым артистом страны, но он к этому не стремился. .
Сергей Урсуляк, у которого Сергей Колтаков снимался в «Летних людях» - экранизации пьесы горького «Дачники», рассказал «МК» об их работе.
- Я бы не сказал, что Сергей незаметно жил. Его форма жизни – это его выбор. Судьба и характер не взаимосвязаны. У Пастернака есть строчка: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой…». Сережку это касается в огромной степени. Но я работал с ним давно и могу говорить о том, каким он был 25 лет назад. С тех пор мы встречались фрагментарно и случайно. Но то, что это было уникальное дарование, я могу сказать. Сергей одарен был гениально. Он был гениальный русский артист. Все остальное – это характер, взаимоотношения с миром, сложности внутреннего свойства. Лика Нифонтова, моя жена, после нашей совместной работы в «Летних людях», работала с ним на «Уходящей натуре» у Дмитрия Иосифова. Она рассказывала все время о том, как Сергей внутренне изменился, стал другим. Наверное, он менялся. Как мне кажется, он находился в сложных отношениях с миром. Может быть, это была обратная сторона его уникальной одаренности. Такие случаи бывали.