Уже за час до официального начала церемонии к Театральной площади подходят люди. Среди журналистов и телекамер появляется все больше юношей в черных костюмах и девушек с красными от слез глазами. У них в руках траурные цветы. Это ученики Бориса Владимировича, студенты Щепкинского училища, которое сам он закончил в 1969 году. Клюев руководил сразу тремя курсами института, и все его воспитанники пришли проститься с мастером.
«Здесь собрались ребята со всей России. Мы – его курс. Однажды он поверил в нас, теперь мы пришли его проводить. Борис Владимирович был честным и справедливым. И всегда учил нас быть такими. Теперь мы не имеем право его подвести и гордимся тем, что наш курс носит имя такого великого человека», – говорит ученик Клюева Даниил Кисель.
На лавочке перед Малым сидит пожилой мужчина с супругой. У него в руках букет белых гвоздик. Оказывается, он не просто давний поклонник Клюева, а его школьный друг. «Мы дружили больше шестидесяти лет. Артистом он был с самого начала. Еще в юности Боря моментально становился главой застолья и умело управлял эмоциями. Мы его очень любили. Он отличался настоящим благоразумием и остроумием. Всегда сдержанный и честный. Даже с теми людьми, которых не очень любил», – вспоминает друг Бориса Владимировича, архитектор Александр Барщ.
Тем временем в театр начинают постепенно запускать людей. Из-за эпидемиологической ситуации и требований Роспотребнадзора сидеть в зрительном зале запрещено. Ряды обмотаны ограничительной лентой, а людской поток регулируется персоналом. Желающих проститься просят надеть маски, возложить цветы на сцену и, соблюдая минимальную дистанцию, пройти к выходу.
Ровно в 11 начинается официальная церемония. Тело Бориса Владимировича лежит в открытом гробу посередине главной сцены его жизни. Слева – родные, близкие, коллеги. Рядом с ними – большой портрет актера, с которого он лукаво улыбается утопающей в цветах сцене и пустым креслам в зале. Вдова Виктория Клюева мужественно принимает соболезнования и собирает силы для последующих церемоний отпевания и захоронения. Коллеги и друзья актера говорят, что в последние месяцы она прекрасно понимала, к чему все идет. Поэтому сейчас ей как никогда важно выстоять в этом испытании и не сломаться.
К микрофону подходит Борис Любимов, ректор Щепкинского училища. «Первого августа мы сидели с ним в ложе. Ровно за месяц до его кончины. А через два дня он пришел на заседание ученого совета в Щепкинское училище. Сейчас я понимаю – это было прощание с театром.
Говорят, что незаменимых нет. Поди-ка найди ему замену. В его отношении к театру и училищу было столько любви мужества и терпения! Он ведь он еще шутить успевал. Это был великолепный мастер-класс жизни от Бори», – говорит он.
На сцену поднимается еще одна воспитанница Щепки, актриса Полина Долинская. Она признается, что многим обязана Клюеву. «И в первую очередь тем, как сложилась моя актерская карьера. Да и вообще, что она сложилась. Я считаю вас крестным отцом в своем театральном деле. Что уж там, все ученики вас им считают», – говорит актриса.
Стойка микрофона стоит на противоположном от друзей и родственников конце сцены. Зрители в зале не задерживаются. Так что каждый говорящий обращается напрямую к Клюеву. Художественный руководитель Малого Юрий Соломин медленно подходит к микрофону, опираясь на трость, утирая слезы носовым платком. Он говорит с ним долгие 10 минут и все время в настоящем времени, будто Борис Владимирович все еще его слышит.
«Невозможно сказать, как в последние три дня перед спектаклем волновался Борис. Я знаю, сколько ты работал. Я знаю, какой ты артист. Мы полвека вместе прожили! И мне очень бы хотелось, чтобы 3-го ты вышел на сцену. Спектакль состоялся… Мы посвятили его тебе. Я знаю, этот спектакль был тебе необходим», – говорит Соломин.
На сцену поднимается режиссер последнего и несостоявшегося спектакля актера Андрей Житинкин. «Когда возникла идея этого спектакля, он сразу согласился играть. Потому что это был юбилей Победы. Даже если было тяжело репетировать, Борис Владимирович все равно приезжал. Он не мог подвести. У него была такая позиция – все для Малого театра. Мы вчера сыграли премьеру… и оставили в афишах и программках его имя», – говорит Житинкин.
Несмотря на то, что церемония подходит к концу, людей на улице не становится меньше. Те, кто уже возложил цветы, возвращаются, ждут у входа. За кулисами собирается не только вся труппа Малого, но и коллеги из других театров, спортсмены – ведь сам Борис Клюев прекрасно играл в футбол. Здесь и председатель следственного комитета Александр Бастрыкин с охраной.
«В скверике я видел группу молодых людей. Я сразу понял, что их объединяет – сиротство, которое свалилось на них. Я понял, что это твои студенты. Мы тоже осиротели», – говорит Валерий Баринов со сцены.
Не случайно Юрий Соломин со сцены причислил Клюева к пантеону великих актеров Малого, среди которых Бабочкин, Царев, Быстрицкая. Малый театр не снимает актерские портреты. Несмотря на то, что зритель их не видит, они продолжают висеть к служебных коридорах, образуя истинный пантеон.
Церемония продолжается до 12 часов. Присутствующих просят выйти на улицу и проводить любимого артиста аплодисментами.