Фотобиеннале открылась в этом году по расписанию, но из-за карантина львиную долю проектов перенесли на осень. Так что 5 сентября в Мультимедиа арт музее открывается сразу восемь новых выставок (девятая – выставка работ Игоря Мухина – сохранилась с весны).
В числе премьер – проекты одного из самых влиятельных современных американских фотографов-документалистов Митча Эпштейна. Нашумевший цикл «Сила Америки» («American Power», 2003-2008), новый проект «Права собственности» («Property Rights», 2017— 2018), а так же теперь уже историческая серия «На отдыхе. Американские фотографии» («Recreation, American Photographs», 1973—1988) – это просто рассказ о производстве и потреблении энергии, повседневной жизни американцев, строительстве трубо- и газопроводов на территориях индейских резерваций и национальных парков США, это антология американской жизни, затрагивающем серьезные темы, как природа власти в США, личные права и свободы в стране.
Фестиваль «Архстояние» был намечен на начало августа, однако по понятным причинам перенесен – на первые выходные сентября. В этом году давно полюбившееся событие в арт-парке Никода-Ленивец – особенное, ведь фестиваль отмечает свое 15-ление.
Тема – лень, выбранная задолго до пандемии, – неожиданно синхронизировалась с изоляционным настроением и посткарантинной активностью. Ведь обойти огромную территорию арт-парка – занятие не для ленивых, так что куратор фестиваля Антон Кочуркин вместе с художниками и архитекторами придумывали свои правила и формы лени.
Ярче всего они воплотились в нескольких ключевых арт-объектах – инсталляции «Красный лес» Игоря Шелковского из массивных деревянных брусьев восьмиметровой длины, «Беседке» Ивана Горшкова, напоминающей мистические руины, и «Доме-антресоли» Алексея Луки, похожем на фрагмент скалы.
Помимо них, в арт-парке, расположенном в Калужской области, появится еще несколько новых инсталляций, а на всей территории в дни фестиваля (с 4 по 6 сентября) будут происходит разные музыкальные и театральные события. Выходные в Никола-Ленивце обещают быть насыщенными и размеренными – такой вот парадокс.
Эрмитаж подготовил проект, ради которого стоит рвануть в Северную столицу. Выставка «В пепле истории» всемирно известного китайского художника Чжан Хуаня – проект поистине грандиозный. Самая масштабная работа – 40-метровый групповой портрет членов компартии КНР – создана из пепла храмовых благовоний.
Выставка, придуманная специально для Эрмитажа, состоит из трех частей. Первая из них представляет собой переосмысление важнейших шедевров эрмитажной коллекции, в том числе «Возвращения блудного сына» Рембрандта, в неожиданном ракурсе: художник переносит их на деревянные двери XVIII-XIX веков. Вторая – картины из пепла, которыми славится китайский художник. А третья – красная серия под названием «Любовь» – создана в дни карантина. Эта абстрактная живопись, которая отражает чувства художника, оказавшегося в эпицентре эпидемии. Неслучайно первые работы серии объединены названием «Реинкарнация». Ведь именно ее и переживает сегодня наш мир. Открытие состоится 8 сентября.
ILONA-K artspace – новая галерея, созданная дочерью известного галериста и коллекционера, в прошлом комиссара российского павильона Венецианской биеннале Стеллы Кесаевой, выпускницей Лондонской школы экономики и Института искусств Sotheby’s Илоной – обещает стать одним из главных открытий сезона. Арт-пространство расположилось на 2-м и 40-м этажах башни «Меркурий» Москва-Сити.
Само по себе появление арт-площадки с потрясающими панорамными видами и просторными залами в сложные с экономической точки зрения времена – серьезная заявка. Но и масштабная выставка «Утопая в цифрах» Ольги и Олега Татаринцевых обещает стать знаковой. Художники представят ретроспективу своих главных работ, а также новые произведения на стыке живописи, текста и звука.
Ключевой станет инсталляция, давшая название всей выставке и посвященная размышлениям о мнимых и реальных угрозах современной цивилизации. Важной частью работы станут графические листы с исчезающими цифрами — международной статистикой заболеваний, которую художники вели с первых дней пандемии. Выставка и арт-пространство открыты для широкой публики с 8 сентября.
Третьяковская галерея тоже подготовилась к новому сезону. 22 сентября здесь откроется два интересных проекта, перенесенных на осень в связи с карантином. Один из них – выставка «Фантастик Пластик», которая посвящена переработке и вторичному использованию полимерных материалов. Более 40 зарубежных и российских дизайнеров представят свои работы из переработанного пластика.
Другой проект покажет творчество художественной династии Никоновых – трех мастеров разных поколений. Центральная фигура проекта — один из главных художников оттепели и основоположников «сурового стиля» Павел Фёдорович Никонов (род. 1930). Михаил Фёдорович Никонов (1928–2010) — старший брат Павла – художник иного формата: один из лидеров «Группы девяти» или «Девятки» пересматривал в своем творчестве традиционные художественные устои. Его работы наполняет острая, гротесковая образность, экспрессия, построенная на контрастах цвета.
Третий герой проекта — Виктория Никонова (1968–2008), дочь Павла Никонова, обращается к простым, привычным предметам (серии с изображением окон, фрагментов интерьера), и через них раскрывает всю глубину эмоционального переживания мира.
В «Гараже» 11 сентября стартует Триеннале российского современного искусства. Это крупнейший проект музея собран необычным методом: участники прошлого Триеннале выбирали участников выставки 2020 года и помогали подготовить им свои проекты. Результат своеобразного социального эксперимента не отразит название триеннале «Красивая ночь всех людей» – эта цитата из книги математека Романа Михайлова, скорее, отсылает к методу сборки проекта. Зато покажет разноплановые работы более чем 75 художников и исследователей, фиксирубщих изменчивость отношений внутри художественного сообщества.
Пушкинский музей готовит большую выставку, посвященную британскому плакату. Экспозиция выставки «Британский постер из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» охватывает историю искусства рекламы рубежа XIX-XX веков и первых десятилетий ХХ столетия и представляет 170 литографических листов пионеров этого направления – Обри Бердслея, братьев Беггарстафф, Дадли Харди, Джона Хассла, и блистательной плеяды графических дизайнеров Великобритании первых десятилетий ХХ века – Тома Первиса, Эдварда Боудена, Эдварда Макнайта Коффера и Пола Нэша.