Футбол с черепом немца стал обыденной реальностью

В Севастополе решили, что воля 11 героев пересмотру не подлежит

Одиннадцать Героев Советского Союза, живших в Крыму, инициировали 16 лет назад появление Севастопольского фестиваля документальных фильмов и телепрограмм. Они же предложили назвать его «Победили вместе», поскольку победу во Второй мировой войне вместе с Советской армией обеспечили страны-союзницы. Идея заключалась в том, чтобы сохранить историческую память и честно рассказать о войне, правда о которой, как говорил советский писатель Алесь Адамович, начинает выцветать.

В Севастополе решили, что воля 11 героев пересмотру не подлежит
Александр Шаганов спел морякам песню "Комбат-батяня".

Создавался киносмотр совместно с украинскими коллегами. Теперь их рядом нет по понятным причинам. Ушли из жизни 11 ветеранов. В этом контексте многим название киносмотра кажется не вполне уместным. Однако его руководители считают, что не в праве ничего менять. Тем не менее, наполнение фестиваля становится другим. В его программу входят уже не только картины о войне, но и те, что затрагивают тему памяти в любом ее варианте.

Учитывая место действия, кинематографисты традиционно проводят встречи с моряками, часто по старинке. На вертолетной площадке военного корабля прошел концерт с советским репертуаром. Вокальная группа Vivaвместе с юным участником шоу «Голос» Артемом Фокиным исполнила песню «С чего начинается Родина», приглашая моряков подпевать. Но молодежь ее слов уже не знает. Зато «Комбат-Батяня» из репертуара Николая Расторгуева знаком любому, и выход автора этой песни Александра Шаганова взбодрил аудиторию. Параллельно с другого корабля доносился «золотой голос» Севастополя: Артем Фокин уже там пел «Священную войну». Его высокий детский голос тревожно разносился над черноморскими просторами.

Как часто бывает в документальном кино, режиссеры находят самобытных героев, редкую кинохронику, бесценные свидетельства наших дней, но это еще не гарантия того, что фильм сложится. Ряд картин, претендующих на историческую правду, сделаны в категоричном, приказном тоне и попросту «убиты» навязчивой идеологией и мнимым патриотизмом. Но иногда в самых незатейливых картинах есть подлинная боль и настоящая жизнь, нет указующего перста, и они становятся важными свидетельствами времени.

«Бой был вчера» второкурсницы Санкт-Петербургского института кино и телевидения Марии Поповой рассказывает о командире поискового отряда Сергее Загацком. На Карельском перешейке он находит новые материальные свидетельства войны, останки погибших русских и финских солдат. В болотах тела не разлагаются, и когда бойцов извлекают, кажется, что их смерть наступила вчера. Добросовестный копатель никогда не поймет, как можно играть в футбол черепом немца, использовать его вместо мяча. Надо уважать смерть.

В «Беспамятстве» Владимира Сидоренко жительницы болгарского Пловдива отстаивают памятник советскому солдату. Алеша, «Болгарии русский солдат», и теперь возвышается над городом. «Алеша, красавец! Я влюблена в него», - скажет одна из героинь. В Пловдиве до сих пор живет автор книги о нем, девчонкой бегавшая встречать советских солдат. «Алешу», как и многие памятники советской эпохи, хотели демонтировать, но он закреплен на вставных рельсах и так хитро придуман, что начнешь разрушать - весь холм поползет. Жители стоящих там домов, вряд ли обрадуются таким переменам. Так что «Алеша может никого не бояться.

К 15-летию трагедии Беслана снят фильм «Беслан. Заложники навсегда/ «Изнанка» Ольги Рогожиной - еще одно напоминание о теракте, в ходе которого 333 человека погибли. От полученных тогда травм и ранений до сих пор умирают люди. Оставшаяся в живых женщина, отпущенная на свободу с грудным ребенком, но лишившаяся девятилетней дочери, не знает, как жить, а услышанные от террориста слова запомнит на всю жизнь: вашу трагедию быстро забудут, потому что вы маленький народ.

Итальянские режиссеры Майя Ногради и Лука Беларди в картине «Тихо! Идет спектакль» показали сегодняшнюю жизнь Донецкого театра оперы и балета. Под бомбежками идут репетиции «Лебединого озера». Балерины и музыканты по сигналу тревоги спускаются в бункер под сценой. Люди работают без зарплат, питаются солдатскими пайками, но на премьере будет полный зал. Все в этом фильме смешалось - танки другой войны, выход российского императора, истощенные голодом дети, похожие на тени. В сумбуре происходящего, отсутствии внятной драматургии проявились бессилие и тот ужас, который испытывают европейцы от происходящего на Донбассе.

В национальном конкурсе участвует еще одна картина о театре - «За чем пойдешь, то и найдешь» Марины Чувайловой. Его героями стали пенсионеры из Екатеринбурга, играющие в свободное время в социальном театре «Новый старт». Они репетируют пьесу Островского, выступают перед школьниками и заключенными, устраивают акцию «Бессмертный полк». Их народной энергии может позавидовать даже театр Николая Коляды, про которого Марина Чувайлова 15 лет назад сняла великолепную картину «Ужас, летящий в ночи».

Режиссер Александр Абрамов сделал серию фильмов о городах: «Суздаль», «Подольск», «Элиста», «Тобольск». В Севастополе он представил «Палех». Этот город с повышенной плотностью художников имел мировую славу. Теперь многие и не знают, где он находится. «В Палехе нет интересных мест, но есть интересные люди», - скажет один из героев, рок-музыкант и создатель группы «Сейф». Он и сам относится к их числу, как и приехавший сюда из Перми художник Ярослав Пикулев, рисующий на старых деревянных досках необычные картины в традициях палехской миниатюры. Обустроившись в деревянной избе, этот чудак-человек предпочитает городской суете одиночество. Каждый день он выбирает новую дорогу, даже если идет в магазин. Для Ярослава Палех - непостижимый город. А память – это то, что у героев не отнять. Это целый мир, без которого не прожить в настоящем.

«Эстонский акцент Виктора Цоя» Андреса Яакмана снят к 30-летию гибели музыканта и рассказывает о концерте группы «Кино» в Таллине 5 марта 1988 года. Организатор гастролей, журналистка, бравшая у Цоя интервью, современные исследователи его жизни и смерти вспоминают, как все тогда было, но их резерв, как и резерв города использованы минимально. Ничего нового мы не узнаем, хотя всплывут любопытные детали. Цоя тогда поселили в первой в стране гостинице западного типа, и приехал он в Эстонию с женой Марьяной. Его поклонникам важна любая деталь. В фильме использованы рисунки Виктора, запись его разговора со зрителями, во время которого он скажет: «Я не думаю о будущем никогда». В поисках правды и просто из любви к кумиру герои фильма отправились на место гибели Виктора в Латвию, встретились там с водителем автобуса, ставшем участником аварии, разговаривали со следователем и милиционерами, которые были причастны к расследованию. Теперь они вспоминают, что в момент гибели Цой слушал японскую музыку и плохо водил машину. Опыта не было. Шикарный автомобиль, собранный для главного инженера АЗЛК, был приобретен им незадолго до гибели и по большому блату. Жизнь Цоя – один из редких примеров того, что людям важна любая подробность, вся правда без прикрас, в то время, как более глобальные, чем отдельная жизнь события, напрочь забываются.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру