В Национальный академический театр им. Янки Купалы в Минске сегодня с утра лично приехал министр культуры Юрий Бондарь, чтобы встретиться с артистами и сотрудниками театра, протестующими против увольнения их директора Павла Латушко.
Мы связались с пресс-секретарем театра Николаем Зайцем, и вот, что он нам рассказал.
— Встреча проходит очень эмоционально. Мы видим, что министр нас не слышит, значит, не будет решения проблемы.
— Когда всё началось в театре?
— Информация об увольнении Павла Павловича пошла вчера вечером — сначала устно, а потом ему передали уведомление об увольнении из министерства. Я точно не могу сказать, как звучит статья, по которой он уволен. Но, вероятнее всего, это связано с тем, что он озвучил свою позицию несогласия с политикой властей, участвовал в митинге.
Ещё в пятницу артисты и сотрудники театра собрались на улице у входа в театр, практически все. К нам присоединились люди, которые ходят на протесты. А Павел Павлович ходил до этого на митинги в частном порядке и комментировал происходящее в стране журналистам. Судя по всему, в министерстве его услышали и приняли соответствующее решение.
— Вы говорите, что министр Бондарь коллектив не слышит или делает вид, что не слышит. Какие дальнейшие действия и насколько сплочен коллектив? Нет ли раскола?
— Последние события показали, что никакого раскола нет, даже наоборот, я сам лично не ожидал, что все так сплотятся. Забыты все ссоры, мы как один кулак. После того, как в Беларуси начались события, актеры высказали свою позицию.
Пока забастовки нет, но, скорее всего, мы откажемся играть премьеру, запланированную на 21 и 22 августа. Большая работа, готовилась долго — посвящена нашему великому художнику Марку Шагалу. Ещё раз хочу повторить, что в труппе нет раскола, мы полностью солидарны с нашим директором.
— А какая позиция у художественного руководителя Николая Пинегина? Его хорошо знают, как постановщика спектаклей в Москве и Петербурге.
— Он тоже солидарен с нами и тоже готов уйти, если так дальше будет продолжаться. Надо сказать, что волнения в театре начались до увольнения Латушко. Артисты заявили, что для них неприемлемо насилие, которое творится в стране и в такой ситуации они играть не будут. Вот когда эта позиция в коллективе стала заметна, её услышали, тут-то и последовали увольнения.
— И все-таки, что конкретно сказал министр культуры на ваши требования вернуть директора?
— Он сказал, что Павел Павлович, как человек, с которым министерство культуры непосредственно заключало контракт, как с директором, знал, на что он шёл и на каких условиях он работает. Поэтому министерство имеет право снимать его без предупреждения. Но на самом деле я могу сказать, что встреча с министром проходила в формате диалога. Артисты задавали ему вопросы, очень неудобные, в основном.
— Какой из них самый неудобный?
— Ну, например, его в упор спросили: правда ли, что именно министр, когда в театре стало неспокойно и актеры начали выступать, говорил, что готов к подавлению этих выступлений?
— И что ответил Бондарь?
— Он сказал, что это враньё. Но нам сообщили именно министерские работники, что от него шла такая устная инициатива.
— Если бы вашего директора не уволили, вы стали бы выступать?
— Да, я уже говорил, что всё началось значительно раньше. Все понимают, что система, которая существует, даёт сильные сбои, в том числе и в нашей области — культурной.
— Последний вопрос — что вы намерены делать дальше?
— Мы оставляем наши требования — возвращение директора в театр и отставки министра культуры...
Пока мы писали эти строки, появилось видео окончания встречи министра с артистами и сотрудниками театра имени Купалы. Со словами "Уходим все!" они сложили к его ногам на сцену заявления об увольнении.