Зальцбургский фестиваль превратили в ковидную крепость

Организаторы потратили 24,5 миллиона евро на безопасность

Несмотря на повсеместную тенденцию отменять или переносить культурные мероприятия из-за коронавируса, в Зальцбурге все же открылся один из самых известных и старейших фестивалей классической музыки. Для сотого сезона организаторы тщательно разработали план защиты от вируса и потратили на это без малого 24,5 миллиона евро. Зато актеров еженедельно тестирует специальная лаборатория, а публика получает сообщения, если рядом с ними сидел зараженный.

Организаторы потратили 24,5 миллиона евро на безопасность
Фото: Salzburg Festival.

Это не значит, что фестиваль не затронула пандемия. Основную часть 44-дневной юбилейной программы отложили до следующего года. Ее заменили усеченным 30-дневным вариантом с концертами, спектаклями и двумя операми (вместо семи): «Электра» Штрауса и Così Fan Tutte Моцарта, которую поставили в неслыханно короткие сроки для спектакля такого уровня.

С 1 по 30 августа на 6 площадках Зальцбурга запланировано 90 выступлений. Основные помещения вмещают до 1000 зрителей (с учетом шахматной рассадки). Причем более чем на половину представлений уже нельзя купить билеты. Маркус Хинтерхойзер, художественный руководитель фестиваля, сказал в интервью, что чувствует «дамоклов меч», висящий над художниками и персоналом. «Меры безопасности Австрии должны выполняться на 200%. А это сделать не так просто. Но мы стараемся», — сказал он.

Как оказалось, это не просто слова. Организаторы сами ужесточили рекомендации австрийского правительства. Так что теперь главная площадка феста называется «крепостью Фестшпильхаус». Каждый из театров оказался закрыт примерно на половину своей вместимости. Люди сидят в шахматном порядке. Антракты отменены. При входе и выходе зрителей просят надевать маски, хотя на время выступлений их все же можно снимать. Более того, участники обязаны предоставлять свои контактные данные при покупке каждого билета. Это делается для своевременной информированности, если вдруг на спектакле присутствовал инфицированный человек.

Самих исполнителей и сотрудников разделили на три группы. Певцы, музыканты оркестра и другие люди, которым необходимо тесно взаимодействовать друг с другом, входят в «красную» группу и проходят еженедельные тесты, независимо от того, есть у них симптомы или нет.

Другие работники делятся на «оранжевых» и «желтых». К первым относятся парикмахеры, гримеры и руководители фестиваля, которые должны тесно взаимодействовать с «красной» группой, но в противном случае спокойно дистанцируются и надевают маски. «Желтые» — это капельдинеры, билетеры, гардеробщики, кто всегда может социально дистанцироваться и носить средства индивидуальной защиты.

Кроме того, «красные» и «оранжевые» должны вести журналы своего здоровья и контактов. Посетители, в том числе журналисты, обязаны при первом же требовании предоставить доказательства недавнего отрицательного теста. Вдобавок фестиваль заключил контракт с частной лабораторией, чтобы она могла быстро проверить большое количество людей. Например, певцов, хористов и оркестрантов «Электры» — всего около 200 человек — можно одновременно протестировать и получить результаты в течение нескольких часов.

Хотя в Австрии с середины марта до середины апреля действовала строгая блокада, узкие улочки Зальцбурга и его магазины, кафе, рестораны теперь переполнены посетителями без масок. «Но внутри помещений фестиваля наши сотрудники ведут себя так, будто все еще март. Я боюсь, что могут возникнуть проблемы с туристами. Но говорю всем быть осторожными, куда бы они ни пошли», — сказал доктор Шлемихер-Тьер.

Этот амбициозный план стоит дорого, а потенциальный доход Зальцбурга сильно урезан. Фестиваль заплатит 24,5 миллиона евро с проданных билетов за антивирусную программу. И только 7,5 миллиона евро планирует заработать с новых билетов. По словам одного из организаторов, основные средства в этом году они получили от спонсоров. Но если ситуация будет сохраняться, следующий фестиваль провести уже не получится.

К счастью, Австрия может быть одной из немногих стран с мощным лобби классической музыки. Даниэль Фрошауэр, член совета директоров Венской филармонии и один из ее скрипачей, рассказал, что во время пандемии несколько раз непосредственно звонил премьер-министру страны, чтобы спланировать возвращение оркестра публике. «Он пообещал мне, что внесет Зальцбургский фестиваль в список своих приоритетов. На самый верх!» — поделился Фрошауэр. Видимо, общими усилиями все сработало. И публика сможет целый месяц наслаждаться шедеврами классической музыки в абсолютной безопасности.

Сюжет:

Коронавирус: советы, помощь, опыт

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру