Итоги музыкального сезона в России: от лучшего дуэта до хитов

Испытание коронавирусом

Именно так следовало бы назвать музыкальный сезон 2019–2020 годов. Окрик прозвучал в марте, и музыка остановилась. Но ненадолго. Постепенно тишину стали нарушать голоса, звучащие в Интернете. Музыканты устраивали концерты в записи и в онлайне. Некоторые даже пробовали свести в единое оркестровое или ансамблевое звучание сольные партии, записанные в городских квартирах или на дачных участках. И у многих получалось.

Испытание коронавирусом
«ПраймТайм» (Театр мюзикла). Фото: Юлия Губина

Бетховенская «Ода к радости», исполненная таким образом нидерландскими музыкантами, облетела весь мир. Сдаваться не хотели. Некоторые смельчаки, как, например, Денис Мацуев, играли сольные программы в пустых залах на камеры, транслирующие эти концерты на ТВ и в Сеть. ТВ и Интернет, взявшие на себя функции живого исполнительства, не спасали. Но зато сыграли свою роль: как никогда стало понятно, что при всей развитости и техническом совершенстве аудио- и видеозаписи ничто не может заменить живого музыканта и артиста. И в этом, пожалуй, самый главный итог этого сезона. А пока ждали счастливого момента, когда театры и концертные залы вновь пустят зрителей и слушателей, мы вспоминали, чем же этот усеченный карантином сезон успел нас удивить, порадовать, озадачить.

Дуэт сезона

Александр Сладковский и Дмитрий Бертман, поставившие в «Геликон-опере» вердиевскую «Травиату». И режиссер, и дирижер продемонстрировали в этой постановке полное слияние творческих концепций и решений. Они воплотили на сцене оперу по всем законам этого жанра, поставив во главу угла партитуру, следовали за музыкой и раскрывали детали и нюансы поведения героев, исходя из звучания и развития тем, лейтмотивов, интонаций и даже чисто вокальных приемов. «У нас главное — музыка!» — таков манифест концертных исполнений. «У нас прежде всего — театр!» — это уже повестка режиссерской авторской оперы, которая доминирует на современной сцене. Но когда в спектакле, поставленном в режиссерском театре, коим является «Геликон», встречается столь очевидный приоритет музыки, это пример, достойный подражания.

Come back сезона

Нет-нет, это не СOVID-19, как многие, возможно, подумали. Вирус здесь ни при чем, здесь — сплошная психиатрия в лице хедлайнера психиатрической оперы режиссера Дмитрия Чернякова, поставившего в Большом театре свою версию «Садко» Римского-Корсакова. Эту постановку ждали. После скандальной оперы «Руслан и Людмила» обиженный режиссер не появлялся в Москве. Зато интенсивно работал на Западе, «пропагандируя», как считают адепты режиссера, русскую музыку. И вот долгожданный come back. Как обычно, презрев первоначальный сюжет оперы, Черняков придумал собственную историю, которая опять-таки, как это уже стало традицией, раскрывает одну из форм душевного расстройства главного героя. А заодно и других персонажей спектакля. Артисты на сцене играют в гламурный квест. А сидящие в зале — те, кто еще способен оперу слушать, а не только смотреть, — удивляются, почему оркестр расходится с хором. Выходит все это скучно, фальшиво, но зато богато и дорого. Как говорил похоронных дел мастер Безенчук у Ильфа и Петрова, сделано «по первому разряду — с кистями и глазетом».

Прощание сезона

В октябре 2019 года наш мир покинул Гия Канчели. Он прожил большую жизнь, и его смерть естественна. Однако есть в его фигуре нечто, что заставляет сожалеть не только о нем, но и о какой-то нереализованной возможности мировой культуры, которая с каждой подобной потерей становится все более и более ускользающей. Все знают Канчели по его киномузыке. Некрологи начинались со слов: «Умер композитор фильма «Мимино»…» На самом деле умер автор семи симфоний, выдающихся оркестровых сочинений, хоровых, вокальных, камерно-инструментальных. Прекрасный мелодист. Композитор, писавшийся на студии ECM — уникальном лейбле, соединяющем актуальный джаз и академическую музыку. Канчели был симфонистом, который должен стоять в ряду великих классиков — таких как Мясковский, Прокофьев, Шостакович… Увы, наш век безжалостно игнорирует этот пласт музыкальной культуры, обреченный на исчезновение. За невостребованностью.

Радость сезона

Спектакль «Похождение повесы» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в постановке дирижера Тимура Зангиева и британского режиссера Саймона Макберни. Здесь было все настолько гармонично и талантливо, начиная от прекрасной музыки Игоря Стравинского и далее — везде (артисты, игра оркестра, режиссура, декорации), что спектакль этот, хоть и был сыгран в самом начале сезона, до сих пор рождает ощущение радости, как его финальный «джазовый» аккорд — ля-мажорное трезвучие с задержанием к приме.

Хит сезона

Их два — «Питер Пэн» в Областном ТЮЗе в постановке Алексея Франдетти и «ПраймТайм» в театре мюзикла Михаила Швыдкого в постановке Марины Швыдкой. Первый основан на родном музыкальном материале (автор музыки — советский композитор Игорь Ефремов), но на знаменитом английском сюжете, второй, напротив, создан канадским композитором Максимом Лепажем, но зато построен на отечественных реалиях — интригах телевизионного закулисья. Оба спектакля говорят о серьезных шагах в жанре русского мюзикла, который уверенно становится полноправным явлением в нашем музыкальном театре.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28330 от 6 августа 2020

Заголовок в газете: Остановите музыку!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру