«С одной стороны, это был приятный и неожиданный отпуск. А с другой, все работали нормально и без истерик. Я, например, с удовольствием включилась в домашнюю работу. Так что это был очень приятный отдых. А потом, я все-таки директор. У меня была возможность и необходимость каждый день приезжать в театр», — рассказывает Ирина.
Из неожиданного отпуска труппа Таганки переходит к ударным репетициям. Причем речь идет не столько о спектаклях нового сезона, сколько об одноименном проекте режиссерской лаборатории, автором которого стала именно Ирина Апексимова. «Мы открываемся проектом «Репетиции». Он у нас уже много лет. И благодаря тому, что сейчас нет активной работы со зрителем, есть возможность поработать с 4 молодыми режиссерами на Малой сцене».
Начиная с 9 августа, можно не просто стать свидетелями создания спектакля, но и поучаствовать в его формировании. Лаборатория проходит в три этапа. Сначала режиссер выбирает пьесу, предлагает концепцию постановки, неделю репетирует с труппой Таганки и создает эскиз спектакля, который и предъявляет зрителю и критикам. Затем они вместе с экспертным советом открыто обсуждают увиденное и решают, продолжать ли дальнейшую работу над спектаклем или нет. Режиссер снова берется за доработку и через строго обозначенное время показывает дирекция театра работу над ошибками или «work-in-progress» будущего спектакля. Далее окончательный вердикт — достоин ли спектакль легендарной сцены Таганки.
«Каждая репетиция — это важный этап, финал которого, конечно, премьера. Наш проект, в отличие от нормального выпуска спектакля, длится только 7 дней. Но даже за это время репетиции должны прийти к какому-то логическому завершению. Плюс для режиссера и артистов — это выход на зрителя. Каждый раз мы объясняем гостям, что увиденное — только рабочий процесс, эскиз, а не готовый спектакль.
После показа происходит обсуждение со зрителем. Понятно, что они не решают, продолжать работу над спектаклем или нет. Но мы прислушиваемся к их мнению и восприятию увиденного. Очень часто бывает, что режиссера оставляем, а материал меняем», — объясняет Апексимова.
Впервые за существование проекта сразу 4 эскиза принимаются в открытую разработку за один месяц — «Белый шум» Галины Полищук, «Фандорин» Александра Созонова, «Кролики и удавы» Егора Матвеева и «Капитал» Надежды Кубалайт.
Кроме того, в театре возобновлены репетиции больших проектов будущего сезона. Например, долгожданной «Снегурочки» режиссера Дениса Азарова с Дарьей Авратинской в главной роли, которая была готова появиться на Основной сцене еще в марте. Первый показ запланирован на 25 сентября.
Другой немаловажный вопрос — безопасность зрителей и пресловутая «шахматная рассадка». Для директора театра это скорее технический вопрос. «Конечно, артистам гораздо приятнее работать на аншлаг. Чтобы еще стояли в проходах, — объясняет Ирина. — Но сейчас нет другого выхода. Артистам лучше выйти на сцену в таких условиях, чем не выйти вообще.
Понятно, что это определенная экономическая неудача. У каждого спектакля существует своя себестоимость. И она рассчитывается минимум из 70% заполнения зала. При «шахматной рассадке» мы в лучшем случае сработаем в ноль. Но что делать. Надеюсь, к сентябрю ее отменят. Просто в ней очень много технических неизвестных. Люди приходят, как правило, вдвоем. И как мы будет их пересаживать — еще вопрос. Никто точно не знает, как это будет работать».