Показ открывает Иосиф Райхельгауз, говорит, что на самом деле, никакого худсовета в театре на Трубной нет. Просто собирается команда профессионалов – худрук, директор, завлит, завмуз, завпост, приглашаем нескольких близких театру людей, потому что артисты должны чувствовать реакцию публики, пусть немногочисленной.
- Ведь они не выходили к зрителям с середины марта – четыре месяца! Это огромный срок. Мы смотрим. Обсуждаем. Даем рекомендации режиссеру – тем более, что Александр Созонов пока еще вправе считаться молодым режиссером. При этом он может с нами не согласиться, оспорить замечания, гнуть свою линию – на то он и автор спектакля. А премьеру покажем в конце октября.
Зрители рассаживаются в зале с большими интервалами. Но кое-кто сидит рядом. Пространство спектакля решено очень нестандартно: три сценических подиума распределены по залу. Слева – гостиная особняка Льва Толстого в Ясной Поляне. По центру – комната Софьи Андреевны с швейной машинкой – символом ее семейного статуса верной жены и матери. Справа – территория Чарткова – демона, черта, комментатора, инфернального конферансье этого драматического шоу. А вот зрительские места размещены прямо между этими локациями, что позволяет артистам вступать со зрителями в контакт, не слишком заботясь о социальной дистанции.
- Как Толстой попал в »Школу современной пьесы» ещё та история. Однажды завлиту Екатерине Кретовой раздался звонок на мобильный: «Я – Александр Созонов, был участником вашей лаборатории «Класс молодой режиссуры». Помните меня?» - «Помню». Тогда режиссерская заявка Созонова (он ученик Серебренникова) действительно была сильной, резкой. Спрашиваю: «А сейчас то что вы хотите у нас поставить?» и услышала неожиданный ответ: «А что вам нужно?», то есть любой ваш каприз. «Нужен хороший материал для народной артистки Ирины Алферовой» - «Перезвоню». А через 15 минут молодой режиссёр сообщил, что у него в портфеле есть пьеса для Ирины Алферовой. «Это будет абсолютный успех», - нахально объявил он. Прислал пьесу, приехал, поговорили. Дерзкий, самоуверенный – короче, удивил. После встречи с Райхельгаузом дальше пришел черед удивляться Созонову: встреча с худруком длилась тоже 15 минут и закончилась тем, что Райхельгауз ему сказал: «Начинайте работать». Я теперь эту историю всем молодым режиссерам рассказываю как пример. Сугубо положительный.
И вот спектакль «Толстого нет» уже на сцене. Невозможно оторвать глаз от анимации, которая транслируется на стены особняка. Это не обычная видеопроекция, используемая в сценографии, которая, пожалуй, уже превратилась в банальность. Здесь – это выразительный художественный прием, имеющий смысл именно в данном интерьере – старинном особняке XIX века, в котором располагается «Школа современной пьесы».
Артисты - Валерия Ланская, Иван Мамонов, Николай Голубев, Ольга Грудяева, Борис Вайнзихер, Александр Сеппиус, Павел Дроздов - пока играют не в костюмах. Полностью декорации и костюмы будут готовы только к премьере. Из-за эпидемии многие производственные работы пришлось остановить – закрылись мастерские. Однако даже в своем собственном платье исполнительница главной роли Софьи Андреевны Толстой – Ирина Алферова – выглядит весьма эффектно. Величественность соседствует с наивностью, проявление твердой воли сменяет истерический срыв, терпеливая верность гению спаяна со смертельной обидой на него – именно такой образ создает артистка.
- Мне хотелось сделать спектакль не только о Софье Андреевне Толстой, но и об этом удивительном доме, в котором находится театр, - скажет после показа режиссер Созонов, - Дом – герой спектакля. Он живет своей жизнью. В самом начале – оживает, как бы проступает из темноты. Прорастает прекрасными узорами. Затем его охватывает пламя. И в финале его заливают струи дождя.