Виктор Проскурин родился 8 февраля 1952 года в Казахстане в Атбасаре Акмолинской области, где оказались в тот момент его родители. Но вырос он в Москве. Занимался в драмкружке Дома пионеров и в подростковом возрасте попал в кино, снявшись в «Орлятах Чапая» Юрия Победоносцева. С 1968 года и началась его карьера в кино.
Но в театральный вуз он поступил вовсе не с первой попытки. То рост не тот, то разрез глаз, то слишком простое, никакое лицо, вообще, ничего особенного. Пройдя круг театральных школ, поступил в Театральное училище им. Щукина. А в 1973 году сразу же был зачислен в труппу Театра на Таганке к Юрию Любимову. Но ролей ему сразу не дали, а ждать не захотел, потому через пару месяцев покинул театр. А Марк Захаров сразу же дал ему роль Палача в «Тиле». В Ленкоме Виктор Проскурин проработал 16 лет, стал ведущим актером, сыграл Сальникова в спектакле «В списках не значился» по повести Бориса Васильева, участвовал в знаменитых ленкомовских спектаклях, таких как «Диктатура совести», сыграл главную роль в «Парне из нашего города», оставшегося, по счастью, в виде телеспектакля. Но в 1988 году перешел в Ермоловский театр к Владимиру Фокину. Сыграл там в спектакле «Прощай, Иуда!» человека, всю жизнь противостоявшего собственному имени Иуда, «Приглашении на казнь» по Набокову. И тоже ушел.
Проскурин – находка для кино: сдержанный, скупой на внешние проявления, предельно сконцентрированный внутри. Взгляд пронзительный, из-под бровей. Он был бескомпромиссным человеком, отчасти эксцентричным. С ним было в этом смысле не так просто. Чаще играл не главные роли. Но вспомним «Поворот» Вадима Абдрашитова, где у него всего мгновение. Герой Проскурина становится очевидцем дорожного происшествия, которому потом придется давать показания. Но как это сделано!
После детского дебюта в «Орлятах Чапая» Виктор Проскурин снялся в «Белорусском вокзале» Андрея Смирнова, сыграв небольшую роль Петьки, который едва не погиб. Актеру тогда было 19 лет. А 1973-ем вышла «Большая перемена» Алексея Коренева, где он сыграл безалаберного ученика вечерней школы Ляпишева, предпочитавшего учебе поход на танцплощадку, и его узнала вся страна. Карьера в кино была великолепной, хотя своего режиссера, он, возможно, и не встретил. Он сыграл у Виталия Мельникова в «Выйти замуж за капитана» главную роль – капитана-пограничника Блинова, приехавшего в отпуск домой и встретившего героиню Веры Глаголевой. У Мельникова Проскурин - воплощение порядочности и честности. Положительных героев в его фильмографии не так уж и много, гораздо чаще использовали его отрицательное обаяние. Но вот еще один положительный персонаж в сонме отрицательных героев – военком Новиков в «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского. На Проскурина часто надевали военную форму, и не только военную. Мундир задавал характер, но и Проскурин задавал его мундиру. Каждая роль переживалась всем нутром. Проходных работ не было.
Проскурин сыграл в «Пиковой даме» Игоря Масленникова Германна, и у него же в «Сокровищах Агры» из телесериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», Вожеватова в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова, всего эпизод в «Чужих письмах» Ильи Авербаха, но какой. У своей жены – режиссера Светланы Проскуриной – он сыграл, может быть, самые точные и максимально выражавшие актерскую суть работы, начиная с «Родительского дня», где вся жизнь его героя проходит перед глазами за короткое экранное время. А потом был общий фильм «Детская площадка», где у него одна из лучших ролей. В «Льве Толстом» Сергея Герасимова Виктор Проскурин сыграл Андрея Львовича Толстого, а «Повести непогашенной луны» Евгения Цымбала – Сталина. Мог практически все. Но как это бывает даже с большими артистами, не сделал и половины того, на что был способен.