«Для нас большим открытием было то, что театров вовсе не 668. Обычно именно эту цифру приводят в пример, когда говорят о государственных театрах. С 1991 года их почти в два раза больше, включая независимые», – говорит ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
Согласно последнему исследованию «Лаборатории будущего театра» в России существует 575 частных театров с обширным репертуаром. Из них 40% сосредоточены в Москве. Социологи насчитали 4000 наименований спектаклей и 865 жанров. «Драма, комедия и музыкальный спектакль – это очень банально. Порой театры прописывают себя самым уникальным образом. Например, «латентная буффонада и концерт с аккордеоном в виде пародии на современный культ ролевых игр в сексуальных отношениях»» – рассказывает куратор исследования Олег Иванов. Да и материалы для постановок более чем знакомые и понятные широкому зрителю. Среди имен – Чехов, Пушкин, Достоевский, Андерсен, Перро, Гоголь и Шекспир.
Конечно, такие данные интересно смотрятся в рамках проектной инфографики. Но реальные цифры в частных случаях заставляют скорее плакать, чем удивляться. Один из самых ярких примеров – «Коляда-Театр», который три месяца назад объявил о закрытии из-за полного безденежья.
«Мы закрылись 27 марта. Но все это время мне приходят деньги на карту. Сейчас у меня есть 400 тысяч. Вот завтра 1 июля. То есть мне надо заплатить людям деньги. У меня в театре 65 человек. Из них – 38 актеров. Что я могу дать? Ну, по 5-7 тысяч получится» – говорит художественный руководитель театра Николай Коляда.
Кто-то из его артистов уехал в Москву, чтобы работать с ковидными больными, кто-то устроился в службу доставки. «Я вот сижу и жалуюсь, но благодаря пандемии на частные театры, наконец, обратили внимание» – отмечает Коляда.
Другой гигант независимого театра, продюсер Эльшан Мамедов подтвердил, что частный сектор не откроется в сентябре при любых обстоятельствах. «Мы не сможем этого сделать при шахматной рассадке, потому что это нерентабельно. Для того, чтобы мы открылись в такой ситуации нужны очень серьёзные действия властей. Например, пересмотр цен на аренды залов. Потому что они зашкаливают. В последние два года аренда в Москве просто ужасающая! Я, как театральный человек, категорически против полупустого зала» – утверждает Мамедов.
Частный сектор всегда существовал обособленно, но в сложившейся ситуации хороша любая помощь. Как вариант – создание ассоциации независимых театров или гильдии театральных продюсеров. Главный режиссер театра «Квартет И» Сергей Петрейков, например, не против такого союза, хотя конкретных аргументов «за» у него тоже нет. «Я не против, если она [ассоциация] будет умело лоббировать с хорошим результатом. Но люди должны действительно уметь это делать» – говорит Петрейков.
В целом режиссер положительно оценивает положение театра в ковидный период. «Квартет И» спокойно просуществует с имеющимися деньгами до сентября. «Зато пандемия помогла нам написать новую пьесу, – говорит Сергей. – Пока там 100 страниц текста. Будем из этого выбирать. Надеемся, в следующем сезоне выпустить новый спектакль».
Эльшан Мамедов тоже не против профессиональной организации, например, чтобы решать какие-то глобальные вопросы. Но его личный опыт предрекает скорее плачевный исход: «За 30 лет у меня были попытки создать гильдию театральных продюсеров. Мы даже собрались, человек десять, но на второе заседание никто не пришел. Хотя у меня уже был готов устав».
Впрочем, Николай Коляда не разделяет оптимизма коллег. «Я не люблю всяких ассоциаций, союзов и партий. Как советский человек, я наелся этого вдоволь. Мне лучше как-то одному».