Это монтажная картина, основанная на хронике, в том числе и ранее неизвестной, которую комментирует за кадром сам режиссер. Мы видим Сталина, Калинина, других руководителей советского государства, узнаем, как уничтожалась узбекская интеллигенция в конце 1930-х. По ложному доносу были арестованы философы, поэты, писатели, казнен первый оператор Центральной Азии Худайберген Деванов только за то, что служил фотографом при дворе хивинского хана. В «Подвиге народа» использована снятая им хроника 1910 года, запечатлевшая выезд из дворца правителя Хивы. И вот уже Москва 1938 года. С трибуны призывают разоблачить «косвенный советский патриотизм». Народ требует «раздавить проклятую гадину». Страшные кадры в суде, свидетельства пыток, а потом – война. В немецком списке по уничтожению евреи занимали первое место, узбеки были на пятом.
Провожая земляков на фронт, Первый секретарь Компартии Узбекистана (входивший в состав особой тройки НКВД – об этом в фильме не говорится) Усман Юсупов на площади обращается к людям: «Слушай, народ Москвы! «Узбек с тобой. Слушай, народ Ленинграда! Узбек с тобой». 15 дивизий были отправлены на фронт. Пока мужчины воевали, на хлопковые поля вышли женщины-трактористки. На заводах работали по 13 часов, ночуя прямо в цехах. 300 предприятий выпускали военную продукцию – от самолетов и авиабомб (их было изготовлено 2 миллиона) до 7,5 млн. гимнастерок и 2 млн. армейских сапог. На фронт отправили 60 тысяч лошадей и … сушеные абрикосы. У Али Хамраева есть кадры из фильма тех лет «Подарок фронту», где бойцы получают посылку из Узбекистана. Оказалось, что солдаты-мусульмане, если удавалось, готовили под обстрелом плов в немецких касках. А узбеки, отправленные на предприятия Урала, из-за непривычной пищи страдали от дистрофии и истощения. Поэтому был пущен поезд, связавший Челябинск с Ташкентом, который доставлял для них сухофрукты, рис, чай, хлопковое масло и другую привычную еду, хотя в самом Узбекистане действовала карточная система.
Ташкент принял 40 тысяч раненых, 1 млн. эвакуированных, 250 тысяч сирот. Некоторых разбирали по семьям прямо на вокзале, как только прибывал поезд. На экране Корней Чуковский руководит комиссией по распределению детей. Прибыли в Узбекистан и 400 писателей, членов семей деятелей искусства. Среди них – Алексей Толстой, написавший в 1943-м пьесу «Иван Грозный», Ахматова отказавшаяся от проживания в особняке и поселившаяся в каморке. В календаре узбекских поэтов обнаружена запись: «Не забыть отнести лепешки Анне Ахматовой». Боевые киносборники выпускались с первых дней войны. В «Концерте фронту» снимался и отец Али Хамраева – актер и сценарист Эргаш Хамраев. Михаил Ромм на базе Ташкентской киностудии, расположенной в мечети, снимал антифашистский фильм «Человек N 217». Сергей Герасимов и Михаил Калатозов заканчивали там фильм «Непобедимые», который начали снимать осенью 1941-го в Ленинграде, а Леонид Луков снял свой легендарный фильм «Два бойца». Яков Протазанов в 1943-м закончил «Насреддина в Бухаре» со Львом Свердлиным в главной роли. Любопытно, что в картине узбекского режиссера Наби Ганиева «Тахир и Зухра» в роли хорезмской принцессы снималась снайпер Зиба Ганиева, уничтожившая 129 фашистов. Выйдя из госпиталя после тяжелого ранения, она попала на съемочную площадку. В Ташкент был эвакуирован и Еврейский театр во главе с Соломоном Михоэлсом. Спектакли играли каждый вечер с аншлагом.
В фильме использована кинохроника фронтовых операторов, в том числе и знаменитого Малика Каюмова, материалы из госархива, музеев и личных коллекций, в том числе ранее неизвестные кадры прощания с генералом Сабиром Рахимовым, погибшим за месяц до окончания войны. Завершается «Подвиг народа» кадрами, снятыми 9 мая 2020 года в Ташкенте, где открылся Парк Победы. Из-за пандемии людей было очень мало - руководство страны и несколько ветеранов в масках и инвалидных колясках. И это бесценный документ уже нашего времени: пять ветеранов под дождем.