Если показатель докарантинной жизни был один - касса, то теперь - заходы пользователей. Комментарии их - слова, но зрителя на слове, как на мякине, не проведёшь, даже за бесплатно его не привяжешь к гаджету.
Итак, что же выбирала публика, утомленная самоизоляцией? На что сердцем откликалась и только ли театральные изыски ее волновали? Как ни странно, но именно в МХТ им.Чехова, с архисерьёзными художественными задачами рванула молодежная поп-культура. Группа «Сладкий мёд», родившаяся из театральных капустников (а их в МХТ во все времена умели делать), начала выкладывать ролики своего дебютного альбома «Самоизолейшн хитс», которые тут же становились хитами. Сладкий квинтет работает в ретростиле и вполне может конкурировать с группой «Little Big», так и не добравшейся до Евровидения. "Я проснулась такая и лежу, сначала так, потом вот так, а я не спал, сидел вот тут, поел, поел, поел и все. Изолейшн, ливинг ин зе изолейшн, эврибади андерстэнд, итс нот а диснейленд". Медовые ребята (Кристина Бабушкина, Ольга Литвинова, Алексей Варущенко, Артём Волобуев, Армен Арушанян) оказались бедовыми исследователями всего серьезного, пафосного, строгого. Их лихие поиски на удаленке режиссировал Михаил Рахлин, как раз большой спец по капустникам, а монтировал Алексей Шемятовский.
Другой мхатовский проект, с интригующим названием «Гагаринская премия» реализовал Мужской Хор Творцов (МХТ) в составе Константина Хабенского, Игоря Верника, Станислава Дужникова, Анатолия Белого, Алексея Кравченко, Андрея Бурковского, а так же двух Михаилов - Пореченкова и Трухина. «Когда Гагарин высоко/взлетев, в глазах планеты вырос/Не знал, что шар наш голубой/родит такой проклятый вирус». И это только начало оды «Гагарины МХТ», автором которой является Игорь Верник.
Интересно, что премия помимо художественной ценности носит вполне материальную. Ее учредители, упомянутые выше, уже вручили денежные средства от себя лично актерам старшего поколения и работникам административно-хозяйственной части. Так что пока звезды шоу-бизнес публично ругается на тему помощи своим малоимущим коллегам (и желательно за счёт государства), театральные артисты сами материально поддерживают других артистов и простых тружеников закулисья.
Аккурат в день объявления карантина «Современник» выпустил в интернет-пространство образец высокой классики - проект «Доктор Чехов». А доктор во время пандемии - фигура важная и даже героическая. И каждый вечер в 19:00 публика регулярно получала премьеру одного его рассказа в исполнении артистов разных поколений. На сегодняшний день уже 44 артиста представили 78 мини-премьер по Антону Павловичу. Особенно хороша была «Перед затмением», виртуозно разыгранная дуэтом Сергей Гармаш - Владислав Ветров. Представьте себе: солнце и месяц сидят за горизонтом и ... пьют пиво. Когда написан был рассказ, а как свежо звучит!
Месяц (Ветров): Не забыть мне по гроб жизни, как меня господин Пушкин обругал. «Эта глупая луна на этом глупом небосклоне...».
Солнце (Гармаш): Конечно, обидно, но все-таки, брат, реклама! Я думаю, Иоганн Гофф и Кач дорого бы дали за то, чтоб их Пушкин выбранил нехорошими словами... Реклама — великая штука. Вот, погоди, будет затмение, и о тебе заговорят.
Кстати, именно эти двое и помощник худрука Евгения Кузнецова являются авторами идеи «Чехова» на карантине, оказавшейся востребованной у пяти (!!!) миллионов пользователей. Классика в качественном исполнении обеспечила перепосты в русскоязычных общинах по всему миру: от Израиля и США до Перу и Австралии. И главное, что теперь сайты российских библиотек укомплектованы уникальными мини-спектаклями в исполнении Марины Нееловой, Чулпан Хаматовой, Виктории Толстогановой, Василия Мищенко, Ивана Стебунова, Алёны Бабенко, Кирилла Сафонова, Кристины Орбакайте, Гарика Сукачёв, который даже снял микрофильм по рассказу «Ну, публика» и других замечательных актеров.
Самым радикальным образом на интернет-поле сыграла молодежная сборная театра «Практика», который сделал зрителям преинтересное предложение, от которого те не смогли отказаться, а именно: путём голосования выбрать для постановки пьесу, режиссёра и актеров. Да-да, тотальная демократия и никакого режиссерского произвола. По такой схеме уже запущено три видеопроекта – «Три сестры. Финал», «Гамлет. начало» и «Урожай». В общем, публика решила, что принца Датского сыграет Никита Ковтунов, его дядю-душегуба - Вениамин Смехов, Офелию - Стася Милославская, а ее папеньку Полония - Николай Фоменко.
Не по-детски жёг «Театриум», не смотря на то, что его целевая аудитория - дети и семья. Команда Терезы Дуровой самой первой в Инстаграмм завела своё телевидение с жесткой сеткой вещание. Вслед за Серпуховкой открыли ТV Губернский театр и МХАТ им. Горького. Но у Губернского выстрелил другой проект - #БесконтактныйТеатр. Фишка его в том, что согласно объявленной ранее афише, в нем рассказывалось о спектаклях, которые театр НЕ сыграл именно в этот день, а артисты, находясь «на удаленке», в прямом эфире представляли из него особо любимые зрителями фрагменты. Финальная песня «Не надо печалиться, вся жизнь впереди» из постановки «Энергичные люди» только подтверждала боевой настрой труппы Безрукова. «Карантин надо было выдумать хотя бы для того, чтобы появились такие ролики!» - отозвалась публика. Кстати, «Театриум» ещё инициировал большой челлендж #ПарадХитов, который объединил театры Москвы и России. Но об этом - дальше.
На всю страну прогремела важная социальная акция #помогиврачам, проведённая питерским БДТ, журналом «ТЕАТР» и Фондом «Не напрасно». На портале БДТdigital она шла почти сутки и к ней присоединились другие театры по стране. Артисты читали (внимание!) документальные тексты, написанные врачами, медсёстрами, санитарками, которые находились в эпицентре борьбы с коронавирусом. Фельдшер «Скорой помощи» Виктория Шутова написала на своей странице в Instagram: «...Алиса Фрейндлих, эта легендарная женщина, читает текст, который я написала. Мне кажется такие вещи важнее даже государственных наград». Акция собрала 3 870 000 рублей для НИИ Скорой помощи им. И.И. Джанелидзе.
«Мы вам поможем!» - заявил «Геликон», объединившись на своей платформе с практиками от медицины. И благодаря такому союзу люди в онлайн-режиме смогли проконсультироваться с опытными врачами, задать более трёхсот вопросов, а шести зрителям даже помогли с госпитализацией. Не стоит удивляться - «Геликон» располагается в старинном особняке на Большой Никитской, где много лет существовал Дом медиков.
Журнала «Театрал» предоставил свою он-лайн площадку не артистам, а фанатам театра, предложив им поучаствовать в конкурсе #артответзрителей». Зрители размещали у себя в соцсетях и присылали организатору видеообращения в поддержку любимых актеров, режиссеров и коллективов. Свою порцию видео любви зрителей получили Курский драмтеатр, Театр Пушкина, «Сатира», БДТ и Театр им. Вахтангова... Но победителем стал ролик Татьяны Ларкиной в поддержку Губернского театра, собравший десятки тысяч просмотров.
Среди индивидуалов, но причастных к театру, можно выделить два проекты «Полуживой уголок» в исполнении дуэта «ПлоХо» (драматург Плотов - артист Хоронько) с анимацией и куплетами и Алексея Кортнева - сериал про карантин с духоподъёмный песнями и такими, например, частушками: «И июнь уйдёт в ничто/Словно май когда-то/Нет, ребята, не плато/Не плато, ребята».
И наконец, всех самоизолировавшихся объединил музыкальный челлендж # ПарадХитов, затеянный «Театриумом». Как говорит Тереза Дурова «чтоб на карантине не пропасть поодиночке». В движение уже включились 25 театров, и каждый день в 10:00 очередной театр представляет свой хит из репертуара, бросая вызов коллегам. Результаты поразительные: театр Оперетты (дуэт Максим Катырев - Юлия Гончарова) и театр Станиславского и Немировича-Данченко (Владимир Дмитрук) талантливо актуализировали мировую классику, артисты Таганки выступили как крутые рэпера с Василием Уриевским, а Ленком поразил своим вечным хитом из «Юноны». Помните: «Ты меня на рассвете разбудишь, проводить, не обутая, выйдешь...»