Дочь рассказала о подробностях жизни Евгении Симоновой: «Мама очень мудрая»

Зоя Кайдановская: «С раннего детства мы с ней очень близкие, хорошие подруги»

1 июня актриса Евгения Симонова, которую миллионы зрителей полюбили по фильмам «В бой идут одни «старики», «Афоня», «Обыкновенное чудо», «Дети Арбата», «Многоточие», отмечает юбилей. Ее муж, режиссер Андрей Эшпай, рассказал «МК», что Евгения Павловна никаких торжеств не намечает, отказала в интервью всем телеканалам. День рождения отметит в деревне, куда приедет ее дочь, актриса Зоя Кайдановская, со своими детьми. Мы поговорили с Зоей накануне этого события.

Зоя Кайдановская: «С раннего детства мы с ней очень близкие, хорошие подруги»
В спектакле «Московский хор». Фото: Театр Маяковского

— Помните первое детское впечатление, когда осознали, что ваша мама — актриса?

— Всегда знала, что она актриса. Я много времени проводила с бабушкой, Ольгой Сергеевной Симоновой, в девичестве Вяземской. 30 мая — годовщина ее смерти. Бабушки нет с нами уже 26 лет. Как только по телевизору шел фильм с участием мамы, мы все бросали и садились смотреть. Мне нравилась «Пропавшая экспедиция», где снимались мама и мой отец, Александр Леонидович Кайдановский. На съемках этого фильма они и познакомились. Я любила смотреть сериал «Рафферти» с участием мамы. В спектакле Театра Маяковского «Да здравствует королева, виват!» она играла Марию Стюарт, и ей отрубали голову. Я очень переживала и как-то спросила у мамы: не могут же сделать это по-настоящему?

— Часто приходилось бывать за кулисами и на съемках?

— Я очень много времени проводила в театре. Мы даже протягивали друг другу руки в спектакле «Она в отсутствии любви и смерти». Мне было тогда лет пять. У мамы была мизансцена, где она лежала на раскладушке рядом с кулисой, а я к ней подползала. Это особенное ощущение: мама на сцене, а я за кулисами держу ее за руку.

— Все это наверняка повлияло на выбор профессии?

— Я с детства хотела быть актрисой: пела, завидовала детям, которые играют в театре. Но бабушка, мама и мой второй папа Андрей Андреевич Эшпай это не приветствовали. Считалось, что актерской профессией надо заниматься после института: закончил — и уже тогда в добрый путь. Сейчас редко показывают фильм «Карантин», где мама сыграла главную роль. А он теперь стал актуален. В садике объявляют карантин, и работающим родителям некуда девать своих детей. Один раз я приехала с мамой на съемки этого фильма. Мне было почти семь лет. Дело было перед школой, летом. Юной героине снится сон, будто у нее день рождения. Дети сидели за столом, и я среди них. Это было такое упоение! В детстве я снималась в дипломной короткометражной работе моего отца «Иона, или Художник за работой», которую он сделал на Высших режиссерских курсах. Там снимались и мои двоюродные сестры — дочки моего дяди, Юрия Павловича Вяземского, Настя и Ксюша.

— Вы разговариваете с Евгенией Павловной на профессиональные темы?

— Мы же много работаем вместе, поэтому постоянно что-то обсуждаем, репетируем. Просим Андрея Андреевича Эшпая что-то подсказать, задаем ему вопросы, мучаем.

— Спрашиваете: где, где зерно роли?

— Да, ищем зерно без конца. Постоянно цитируем фразы из спектаклей.

— Сергей Урсуляк на днях во время мастер-класса сказал, что с родными работать очень сложно и делать это стоит только в случае необходимости.

— У Андрея Эшпая всегда для нас находится работа. Мы с мамой у него на площадке самые покладистые и исполнительные актрисы. Изо всех сил стараемся, чтобы к нам нельзя было придраться ни по какому поводу. А совместная работа с мамой уже настолько естественна, что ничего, кроме удовольствия, не доставляет. У нас может возникнуть спор, но всегда по делу. А режиссеры в театре довольны нашим дуэтом. Самое смешное, что некоторые наши молодые актеры даже не знали, что мы мать и дочь. Представляете?

— Но вы со временем стали очень похожи.

— Абсолютно точно. А раньше мне постоянно говорили: «Ну, вы на маму совсем не похожи. Вы вся в папу».

— Вы же сыграли свекровь и невестку в спектакле «Московский хор».

— Это одна из наших любимых работ. И «Три высокие женщины» — тоже горячо любимая работа. Жаль, что мы давно не играем этот спектакль.

— Героине Евгении Павловны там за 90. Вспоминаю, как на пресс-конференции в Литве она заговорила о своем «преклонном возрасте». А ведь было это десять лет назад. Андрей Эшпай тогда забавно отреагировал: «Ну, началось! Это же наша любимая тема».

— Мама может себе позволить такие высказывания, поскольку превосходно выглядит. Для этого ей не надо никаких ухищрений. Такая природа.

— Есть в ней и в вас исчезающее в наши дни качество — застенчивость.

— Застенчивость? Мне кажется, что ее в нас абсолютно нет. Как это говорится, скромность — верный путь в неизвестность. Просто у кого-то есть потребность демонстрировать свою жизнь и делать ее факты общедоступными, а кто-то этого избегает. Но и в первом случае это не говорит о том, что человек наглый и хочет популярности любой ценой.

— Вы сыграли Агафью Тихоновну в той же самой «Женитьбе», где эту же роль исполняла Евгения Павловна? Или это уже новая версия?

— Я вошла в прежнюю постановку, которой много лет, и не было никакой новой редакции. Сменилось много составов. Уникальность спектакля в том, что зритель его настолько любит, кто бы ни играл — популярный или менее популярный актер. Сначала Агафью Тихоновну играла мама, теперь играю я. Она мне передала роль по наследству. Я сыграла с Игорем Костолевским, Михаилом Филипповым, Светланой Немоляевой, Галиной Анисимовой, царство ей небесное, Игорем Охлупиным и Игорем Кашинцевым, которых, к сожалению, уже тоже нет. Было ощущение, что выхожу в открытый космос. Мама приходила на меня посмотреть. А летом, когда я учила роль, мы с ней репетировали. Что-то не получалось, но, когда мне сделали прическу и я надела костюм, все пошло. И сейчас, должна сказать, я имею бешеный успех, несмотря на то, что я там «чуть-чуть» не соответствую по возрасту своей 27-летней героине. Мне, скажем так, чуть больше. Я, как и мама, люблю поговорить о своем возрасте.

— Евгения Павловна строгая мать?

— Мама очень мудрая женщина. С самого раннего детства мы с ней очень близкие, хорошие подруги. Это важно — дружить с детьми. Думаю, что это приносит больше пользы, чем просто родительская требовательность, хотя она тоже необходима. Я не говорю, что мама все разрешала, нет! Все было в меру.

— Вы же давно живете самостоятельно?

— Мама считает, что взрослые дети должны жить отдельно от родителей — это укрепляет отношения, дает самостоятельность. Это ее кредо. Хотя сама всегда жила с мамой, моей бабушкой Ольгой Сергеевной, вплоть до ее ухода, и чувствовала себя превосходно. А я живу отдельно с 18 лет.

— Каждый день созваниваетесь?

— Да. А если вдруг не созваниваемся, мама тут же звонит: «Что случилось? Почему?» И я ее спрашиваю: «Почему ты мне не звонишь?» Моя младшая сестра Маруся живет в Дании, и мы тоже постоянно созваниваемся.

— Маша ведь снималась у Андрея Эшпая?

— Да, был замечательный фильм «Цветущий холм среди пустого поля» по повести моего дяди Юрия Вяземского. Маруся там сыграла маленькую маму. А недавно написала музыку к фильму «Скажи правду» Андрея Эшпая. Маруся пианистка. Она окончила Московскую консерваторию, а потом училась в аспирантуре в Дании, в консерватории Орхуса. Недавно она вышла замуж. Ее муж сицилиец и великолепный трубач. Мама, я и Маруся вместе участвуем в нашем концерте — читаем монологи из спектаклей, поем. Наши гастроли прошли во многих городах и странах. Несколько раз пришлось выходить вдвоем, когда Маруся не могла приехать. С 2015 года 9 мая мы участвуем в концерте из произведений Андрея Яковлевича Эшпая в Концертном зале им. Чайковского вместе с другими актерами театра и кино. В этом году пришлось ограничиться онлайн-версией. Мы с мамой поем Чайковского на два голоса и блок песен Эшпая. К его симфонической музыке мы с детства пристрастились. Она настолько мощная.

— У вас большая семья. Евгения Павловна внуков воспитывает?

— Она замечательная бабушка. Очень любит своих внуков. Их у нее трое. Мой сын Алексей только что перешел на четвертый курс Щукинского театрального института, учится у великолепного педагога Нины Дворжецкой, которая своих студентов окружает невероятной любовью. Андрей Андреевич с мамой очень помогают Леше в творческом развитии. Мы рады, что он учится в Щукинском училище, которое заканчивала моя мама. А я в него не поступила, окончила ГИТИС. Зато через поколение Леша поступил.

— Ваши дочки тоже станут актрисами?

— Пока трудно сказать. Они еще маленькие. Старшей — 9 лет, младшей — 4.

— Евгения Павловна — эфемерное создание, актриса, парящая над землей, или она хозяйственная?

— Мама очень хозяйственная. Они еще в середине марта изолировались с Андреем Андреевичем в деревне. Там у нас дом около реки. Место потрясающее. Через забор — дом родителей Андрея Андреевича. Можно ходить в гости через калитку. Мама там облагораживает территорию, сажает цветы. Она любит наводить красоту и прекрасно готовит.

— Что больше всего удается?

— Плов по-гайянски. Очень вкусная у нее семга — хрустящая, томленая. Салат из авокадо и крабового мяса. У мамы потрясающие котлеты и винегрет по рецепту бабушки. Еще она делает шопский салат с фетой. Тоже здорово.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28275 от 1 июня 2020

Заголовок в газете: Евгения Симонова и никаких торжеств

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру