Кот Митяй и хомячок Серожа против пандемии

Сатирик Сергей Плотов: «Если юмор — это зеркало, то сатира — рентген»

Пандемия — это страшно. Карантин — тюрьма. «Скорые» в больницы не везут — они забиты. Нация на грани нервного срыва, а некоторые отщепенцы позволяют себе шуточки, анекдоты по соцсетям распускать, стишки циничные сочинять. Один из них — Сергей Плотов. Талантливый сатирик, поэт и драматург уверен, что юмор и самоирония — наши защитные костюмы от апокалипсиса.

Сатирик Сергей Плотов: «Если юмор — это зеркало, то сатира — рентген»

Из досье «МК»: Сергей Плотов родился в Омске. По образованию — актер драматического театра; работая в театрах от Хабаровска до Челябинска, всегда параллельно писал капустники, исполнял куплеты на эстраде. Сценарист популярных сериалов — «Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин?», «Солдаты», «Динозавр» и других. Фильмы по его сценариям снимали Эльдар Автор монологов для Геннадия Хазанова. Его пьесы идут в Театре сатиры, им. Евг. Вахтангова, Мюзикла, в Московской оперетте, в Театре Наций, в Малом театре, в «Мастерской Петра Фоменко».

— Сергей, если судить по количеству шуток, фейков про коронавирус, наконец пробил час «Х» для юмористов и сатириков. Или я ошибаюсь?

— Юмор — это, пожалуй, единственное, что держит нас на плаву и не дает сойти с ума. В трудные периоды жизни анекдоты, шутки, ирония и самоирония становятся нашими защитными костюмами, из-под которых мы вякаем в сторону апокалипсиса.

— Если народ так раздухарился, может, все не так страшно?

— Страшно, конечно. Но чем страшнее обстановка, тем больше смеха. Это нервная, но здоровая реакция.

— А то, что народ от коронавируса повсеместно мрет? Гробами, уложенными штабелями в Италии, пугают, а шутники цинично зубоскалят — это не смущает?

— Не смущает. Потому что рано или поздно, но мы все там будем. Это не цинизм. Это реализм.

— Что наиболее интересного на тему пандемии и ее верного друга коронавируса ты видел и сегодня особо выделяешь?

— На тему коронавируса мне нравится то, что делает замечательный поэт Леонид Каганов. Он каждый день выдает по нескольку смешных и точных двустиший.

— Ты и сам вдохновился, создав полуживой уголок «ПлоХо» — аббревиатура от фамилий Плотов и Хоронько. Коронавирус способствовал рождению этого дуэта? Тот самый счастливый случай?

— Вместе с замечательным Димой Хоронько мы начали цикл карантинных песенок, которые еще и переведены в мультики. Там несколько персонажей: кот Митяй, хомячок Серожа, рыбка Савонарола и хор безымянных попугайчиков. Они поют о том, что они слышат от своих хозяев, находящихся на самоизоляции. Первый выпуск уже вышел — это «Песенка паникеров». Готовится второй выпуск. А всего планируется сделать песен 7–10. Дуэт «ПлоХо» родился легко. Мы с Димой давно дружим. И вот он позвонил и сказал: «Давай сделаем что-нибудь такое». И я с удовольствием согласился. Я сам-то стишки тоже писал на эту тему в Фейсбуке. Это же эффект акына — что вижу, то пою.

Когда-нибудь, оставив прорву дел,

Я брошусь к вам, любезные друзья.

Не потому что видеть захотел,

А потому что видеться нельзя.

Но стихи у меня все грустные. Вот такое, например, подражание Давиду Самойлову:

Невыходные выходные,

Больничные и ментовские,

Где президенты обнуленные

И аусвайсы электронные.

Уже имбирь дороже нефти

Под изумленье «скоко, скоко?!»

Сидите дома, ибо нефиг

Болтаться с запада к востоку…

А это я на остановке

В неброской серенькой толстовке.

Я по привычке жду трамвая,

Купивши два кило перловки.

Да, это я на белом свете

В чудесном двадцать первом веке,

И у меня лимон в пакете,

И у меня дружок в аптеке.

И с расстояния два метра

Я из-под маски улыбаюсь.

Но так как пропуск не отметил —

Домой дворами добираюсь.

Да как же это все совпало —

Страна, весна, Москва и вирус?

Как это все заколебало!

Похоже, год пойдет на выброс!..

Невыходные выходные,

Сидячие и крепостные…

Россия в лапах пандемии,

А мы еще и пожилые.

Вроде этого, в общем. А тут на пару с Хоронько появился отличный повод повеселиться.

— Ясно, черный юмор — ваш конек.

— «Черный юмор, что ж ты вьешься…». Мне такой юмор близок. Он не дает ныть. Поэты же любят поныть, понюнить, чтобы читатели их, бедных, трепетных, пожалели. А мне ныть стыдно. Не по-пацански это. Поэтому да — черный юмор. В дуэте я отвечаю за текст, а Дима за музыку, исполнение, координацию всех подразделений — мультипликация, сведение звука и т.п.

— Но сатирики от юмористов всегда отличались не только шуткой на злобу дня, но и погруженностью, анализом действительности, которая потом находила отражение в произведениях. Горин, Жванецкий, Иртенев и примкнувший к ним Плотов — образцы мировоззренческих произведений.

— Сатира изначально направлена на высмеивание пороков. А этого добра у нас хватает. Сатира включает в себя обязательное наличие юмора, но при этом может быть грустной, горькой, злой. Если юмор — это зеркало, то сатира — рентген.

— Ты, кстати, как многие сатирики, из провинции, то есть из понаехавших. Мне всегда интересен свежий взгляд провинциала на столичную жизнь.

— Да, я понаехал, уже скоро 16 лет как. С детства получил «трисестризм» в острой форме — с 7 лет, когда мама взяла меня с собой в командировку в Москву из Омска. Сразу влюбился в этот город. А со временем понял, что Москву покорить нельзя. Но можно договориться с ней о взаимной симпатии. То есть стать нужным ей, делая что-то, что ты можешь делать лучше многих. Мне повезло, я переехал в Москву в 44 года. Закрепиться здесь в таком возрасте практически невозможно. Но вот удалось. На «Веселой козе» (всероссийский фестиваль театральных капустников, много лет проходит в Нижнем Новгороде. — М.Р.) мне два человека сказали, что мне надо перебираться в Москву, — это ты и Григорий Горин. Как я мог не послушать таких людей?

— Сергей Плотов известен как сценарист рейтинговых сериалов. Крепкий заработок, в отличие от легкомысленных приколов и шуточек. Почему спрыгнул с подножки этого «трамвая»?

— Сериалы я в последнее время пишу очень редко. Потому что появились другие способы зарабатывать на жизнь любимым делом. Это, прежде всего, музыкальный театр: мне очень нравится писать мюзиклы и музыкальные спектакли. А с сериалами соотношение геморроя и выгоды переместилось в сторону геморроя. Умный продюсер в наши дни большая редкость. Практически как белый тигр. А то, что в основном сейчас рулит на каналах, — ужас с амбициями и деньгами. Поэтому, если есть возможность не входить в деловые отношения с этими ребятами, я эту возможность использую.

— Но в карантинное время на сериалы больше спрос, чем на юмор. Такая великая иллюзия — семья у телевизора сплоченнее выглядит.

— В карантинное время, как мне кажется, спрос больше всего на антисептики и маски. А вот в посткарантинное время понадобится много веселых проектов — и сериалов, и песен, и спектаклей. Потому что депрессия накроет не меньше четверти населения. И как-то надо будет из этого выкарабкиваться. Осталось только дождаться момента, когда снова станет возможным движение. А пока можно находить плюсы и в том, что есть. Например:

Немного нервозно

Всё начали с новой строки.

Очистился воздух

И стали видны му…и.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28252 от 29 апреля 2020

Заголовок в газете: Черный юмор, что ты вьешься...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру