Из досье «МК»: Сергей Плотов родился в Омске. По образованию — актер драматического театра; работая в театрах от Хабаровска до Челябинска, всегда параллельно писал капустники, исполнял куплеты на эстраде. Сценарист популярных сериалов — «Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин?», «Солдаты», «Динозавр» и других. Фильмы по его сценариям снимали Эльдар Автор монологов для Геннадия Хазанова. Его пьесы идут в Театре сатиры, им. Евг. Вахтангова, Мюзикла, в Московской оперетте, в Театре Наций, в Малом театре, в «Мастерской Петра Фоменко».
— Сергей, если судить по количеству шуток, фейков про коронавирус, наконец пробил час «Х» для юмористов и сатириков. Или я ошибаюсь?
— Юмор — это, пожалуй, единственное, что держит нас на плаву и не дает сойти с ума. В трудные периоды жизни анекдоты, шутки, ирония и самоирония становятся нашими защитными костюмами, из-под которых мы вякаем в сторону апокалипсиса.
— Если народ так раздухарился, может, все не так страшно?
— Страшно, конечно. Но чем страшнее обстановка, тем больше смеха. Это нервная, но здоровая реакция.
— А то, что народ от коронавируса повсеместно мрет? Гробами, уложенными штабелями в Италии, пугают, а шутники цинично зубоскалят — это не смущает?
— Не смущает. Потому что рано или поздно, но мы все там будем. Это не цинизм. Это реализм.
— Что наиболее интересного на тему пандемии и ее верного друга коронавируса ты видел и сегодня особо выделяешь?
— На тему коронавируса мне нравится то, что делает замечательный поэт Леонид Каганов. Он каждый день выдает по нескольку смешных и точных двустиший.
— Ты и сам вдохновился, создав полуживой уголок «ПлоХо» — аббревиатура от фамилий Плотов и Хоронько. Коронавирус способствовал рождению этого дуэта? Тот самый счастливый случай?
— Вместе с замечательным Димой Хоронько мы начали цикл карантинных песенок, которые еще и переведены в мультики. Там несколько персонажей: кот Митяй, хомячок Серожа, рыбка Савонарола и хор безымянных попугайчиков. Они поют о том, что они слышат от своих хозяев, находящихся на самоизоляции. Первый выпуск уже вышел — это «Песенка паникеров». Готовится второй выпуск. А всего планируется сделать песен 7–10. Дуэт «ПлоХо» родился легко. Мы с Димой давно дружим. И вот он позвонил и сказал: «Давай сделаем что-нибудь такое». И я с удовольствием согласился. Я сам-то стишки тоже писал на эту тему в Фейсбуке. Это же эффект акына — что вижу, то пою.
Когда-нибудь, оставив прорву дел,
Я брошусь к вам, любезные друзья.
Не потому что видеть захотел,
А потому что видеться нельзя.
Но стихи у меня все грустные. Вот такое, например, подражание Давиду Самойлову:
Невыходные выходные,
Больничные и ментовские,
Где президенты обнуленные
И аусвайсы электронные.
Уже имбирь дороже нефти
Под изумленье «скоко, скоко?!»
Сидите дома, ибо нефиг
Болтаться с запада к востоку…
А это я на остановке
В неброской серенькой толстовке.
Я по привычке жду трамвая,
Купивши два кило перловки.
Да, это я на белом свете
В чудесном двадцать первом веке,
И у меня лимон в пакете,
И у меня дружок в аптеке.
И с расстояния два метра
Я из-под маски улыбаюсь.
Но так как пропуск не отметил —
Домой дворами добираюсь.
Да как же это все совпало —
Страна, весна, Москва и вирус?
Как это все заколебало!
Похоже, год пойдет на выброс!..
Невыходные выходные,
Сидячие и крепостные…
Россия в лапах пандемии,
А мы еще и пожилые.
Вроде этого, в общем. А тут на пару с Хоронько появился отличный повод повеселиться.
— Ясно, черный юмор — ваш конек.
— «Черный юмор, что ж ты вьешься…». Мне такой юмор близок. Он не дает ныть. Поэты же любят поныть, понюнить, чтобы читатели их, бедных, трепетных, пожалели. А мне ныть стыдно. Не по-пацански это. Поэтому да — черный юмор. В дуэте я отвечаю за текст, а Дима за музыку, исполнение, координацию всех подразделений — мультипликация, сведение звука и т.п.
— Но сатирики от юмористов всегда отличались не только шуткой на злобу дня, но и погруженностью, анализом действительности, которая потом находила отражение в произведениях. Горин, Жванецкий, Иртенев и примкнувший к ним Плотов — образцы мировоззренческих произведений.
— Сатира изначально направлена на высмеивание пороков. А этого добра у нас хватает. Сатира включает в себя обязательное наличие юмора, но при этом может быть грустной, горькой, злой. Если юмор — это зеркало, то сатира — рентген.
— Ты, кстати, как многие сатирики, из провинции, то есть из понаехавших. Мне всегда интересен свежий взгляд провинциала на столичную жизнь.
— Да, я понаехал, уже скоро 16 лет как. С детства получил «трисестризм» в острой форме — с 7 лет, когда мама взяла меня с собой в командировку в Москву из Омска. Сразу влюбился в этот город. А со временем понял, что Москву покорить нельзя. Но можно договориться с ней о взаимной симпатии. То есть стать нужным ей, делая что-то, что ты можешь делать лучше многих. Мне повезло, я переехал в Москву в 44 года. Закрепиться здесь в таком возрасте практически невозможно. Но вот удалось. На «Веселой козе» (всероссийский фестиваль театральных капустников, много лет проходит в Нижнем Новгороде. — М.Р.) мне два человека сказали, что мне надо перебираться в Москву, — это ты и Григорий Горин. Как я мог не послушать таких людей?
— Сергей Плотов известен как сценарист рейтинговых сериалов. Крепкий заработок, в отличие от легкомысленных приколов и шуточек. Почему спрыгнул с подножки этого «трамвая»?
— Сериалы я в последнее время пишу очень редко. Потому что появились другие способы зарабатывать на жизнь любимым делом. Это, прежде всего, музыкальный театр: мне очень нравится писать мюзиклы и музыкальные спектакли. А с сериалами соотношение геморроя и выгоды переместилось в сторону геморроя. Умный продюсер в наши дни большая редкость. Практически как белый тигр. А то, что в основном сейчас рулит на каналах, — ужас с амбициями и деньгами. Поэтому, если есть возможность не входить в деловые отношения с этими ребятами, я эту возможность использую.
— Но в карантинное время на сериалы больше спрос, чем на юмор. Такая великая иллюзия — семья у телевизора сплоченнее выглядит.
— В карантинное время, как мне кажется, спрос больше всего на антисептики и маски. А вот в посткарантинное время понадобится много веселых проектов — и сериалов, и песен, и спектаклей. Потому что депрессия накроет не меньше четверти населения. И как-то надо будет из этого выкарабкиваться. Осталось только дождаться момента, когда снова станет возможным движение. А пока можно находить плюсы и в том, что есть. Например:
Немного нервозно
Всё начали с новой строки.
Очистился воздух
И стали видны му…и.