Автор хитов «Винтажа» и Руденко Александр Ковалев вспомнил ужасное выражение

«Публике интересны лица — не создатели»

Карантин — отличное время для того, чтобы, например, посмаковать музыкальные новинки. Не так давно EP «Вслух» выпустил молодой поп-артист Паша Руденко, чья музыка отличается самобытным стилем, мелодичностью и содержанием. Следом вышла знаковая пластинка группы «Винтаж» «Навсегда…». Работы артистов разных поколений и как будто с разных планет, но у них есть и общее. Солистка «Винтажа» Анна Плетнева назвала их с Алексеем Романовым детище «прощанием с тем миром, каким он был и уже не будет никогда». Руденко в вышедшем альбоме тоже попрощался, в его случае — с лирическим периодом в творчестве, и заявил об основательном погружении только в танцевальную музыку. А еще их объединяют тексты, сочиненные поэтом Александром Ковалевым, композиции на стихи которого также исполняют Дима Билан, Сергей Лазарев, Ани Лорак, Митя Фомин и другие поп-звезды. «ЗД» прослушала свежие работы и обсудила их с Александром Ковалевым.  

«Публике интересны лица — не создатели»
Александр Ковалев. Фото: Марианна Астафурова

«Навсегда…» — первый альбом группы «Винтаж» за последние 6 лет (предыдущий «Decamerone» вышел в 2014-м). За это время с коллективом происходили различные перипетии: «музыкальные муж и жена», как любя и в шутку называли себя Аня и Леша, заявляли о расставании, «Винтаж» ненадолго превращался в герлз-бэнд, а Аня занималась сольной карьерой. И все-таки силы творческой кармы и притяжения оказались сильней. Новая работа — яркое тому подтверждение. Знак бесконечности на обложке означает и перевернутую цифру 8 — восьмая по счету пластинка. С одной стороны, песни с нее звучат в лучших традициях команды, и это абсолютно органичное их продолжение, с другой — концепция получилась особенной. Альбом начинается с Intro, в котором Алексей Романов вспоминает судьбоносную встречу с Анной Плетневой и называет пластинку «благодарностью» ей и всем поклонникам за «чудо», которое случилось с ним. Финальное аудио — Outro от Ани. Небольшие монологи-прелюдии звучат перед каждой композицией. Вместе все они соединяются в пеструю, но гармоничную картину, которая написана широкими выразительными мазками, но не лишена изящных деталей. В звучании соединяются и глубокие инструментальные, и динамичные электронные партии, в текстах — реальность и некая сказочность, мифологичность и космогоничность. Песни резонируют со временем и одновременно находятся вне его границ.

* * *

EP «Вслух» Паши Руденко состоит из 5 композиций. Несмотря на лаконичный формат мини-альбома, в нем представлен целый роман, где каждая песня становится отдельным эпизодом. Первая — «Драма» — начинается как музыкальный спектакль. Тревожное скрипичное звучание плавно переходит в едва уловимые восточные мотивы: «Как тебя разгадать, не поранив только?» Полностью оправдывая название, композиция звучит действительно драматично, градус эмоций поднят до предела практически в прологе. В следующей композиции «Бессердечная» с пульсирующим ритмом, похожим на сердцебиение, исполнитель не сбавляет эмоциональных оборотов, продолжая вопросы: «Есть ли в тебе душа?» Сюжет развивается в «Выстреле», «Немом», страсти накаляются. В финальной композиции «Запомни меня» история отношений героев заканчивается расставанием.

Неудивительно, что в одном из интервью Паша заявил о временном завершении лирического творческого периода и переходе к работе над танцевальными песнями. «Настрадавшись», пора взлетать на более позитивную волну. Однако стоит отметить, что все эти переживания не звучат угнетающе, не толкают выйти в окно после прослушивания, а лишь приглашают к легкой грусти, воспоминаниям об историях любви.

С автором текстов обеих пластинок Александром Ковалевым поговорили об особенностях творческой кухни и о том, только ли возраст отличает артистов разных поколений.

- С чего началось сотворчество с группой «Винтаж»?

- Все началось даже не с «Винтажа». Мы с Лешей Романовым дружим с подросткового возраста и первые совместные песни сочиняли еще в начале 1990-х. Потом, примерно в 2004-м, когда я уже отошел от этого достаточно далеко, он предложил мне снова начать писать песни вместе, но уже различным артистам, потому что у него были запросы. Он тоже замечательно пишет стихи, но не очень любит это делать, будучи ориентированным все-таки на музыку. Так стали выходить композиции, успешные в том числе, а в 2006-м появился «Винтаж». И первая песня «Gomenasai» с дебютного альбома группы «Криминальная любовь» была тоже сочинена нами в соавторстве. Так и пошло. Практически на всех альбомах, кроме пластинки «Very Dance», где и Алексей не выступал в роли композитора, всегда были мои композиции. В том числе и на только что вышедшем.

- И чем-то в этот раз «внутренняя кухня» отличалась от прежних работ?

- Песню «Спичка», например, мы с Лешей обсуждали достаточно давно, еще до того, как появилась концепция пластинки. То же самое с композицией «Фреди и Джордж»: он хотел сделать что-то жизнеутверждающее, светлое, с оттенком легкой грусти, но при этом танцевальное — в эту канву очень хорошо вписалась ее история. Мы постепенно доводили эти композиции до ума, что-то переделывали. Песня «Время» вышла год назад как сольная работа Алексея. Я считаю ее вообще одной из лучших наших работ за все время. В пластинку она вошла в исполнении Ани, звучащая, конечно, уже немного по-другому, по-своему, но все равно здорово — мне нравится результат. Четвертая песня моего авторства «Молодой и пьяный» полностью трансформировалась. Изначально она была просто танцевальной, звучала проще и по стихам, и по музыке, но потом Леша изменил мелодию, а я полностью переписал текст, не ориентируясь на предыдущий вариант.  

- Рождение песни — сакральный процесс, который сложно препарировать. И все-таки: есть ли у вас с Алексеем проверенные, налаженные схемы создания хитов?

- Всегда происходит по-разному. В случае с «Фреди и Джорджем» изначально Леша высказал свои идеи, а потом я прислал ему стихи. Еще какое-то время они лежали в столе, потому что мелодия не рождалась, было что-то не то. Потом в какой-то момент мы начали обсуждать этот текст с Сашей Осадчим, его директором. Он предложил кое-что переделать, и у Леши сразу родилась музыка. Саша Осадчий впервые выступил соавтором песни вместе со мной. Получилось отлично. В случае с песней «Спичка» Леша прислал мне музыку с какими-то набросками в припеве. Уже отталкиваясь от них, я сочинял текст. Композиция «Молодой и пьяный» началась с фразы «пой со мной, молодой и пьяный», вокруг которой стала развиваться история. Поэтому всегда со всеми артистами и со всеми произведениями все очень индивидуально. Готовой схемы создания песен не существует.

- Переходя к разговору о Паше Руденко, стоит отметить, что он уже артист другого поколения. Как вы с ним познакомились и чем заинтересовало сотрудничество с ним?

- С Пашей мы познакомились, когда он еще был солистом проекта «Элемент». Я брал у него интервью. Он оказался хорошим человеком, отличным парнем, и мы просто стали общаться, дружить. Еще и повеселились: только вышло интервью, и через пару дней дуэт «Элемент» распался. Тогда мы стали обсуждать его сольное творчество. Он знал, что я пишу песни, и попросил ему помочь. То, что он мне прислал, было довольно сыро, недоработанно, и я предложил: «Если хочешь, у меня есть идеи, как это сделать». С тех пор мы уже года полтора или два пишем песни вместе. Выходят не все, но процесс идет постоянно.  

- Наблюдая за тем, что происходит в музыке и изнутри, и чуть со стороны, как журналист, редактор музыкального портала, ощущаешь ли ты разницу между артистами различных поколений?

- Если говорить о нас с Алексеем, мы как представители одного поколения смотрим на музыку более консервативно. Я часто слышу от молодых артистов — «главное, чтобы качало». Ужасное выражение. Для нас это не аргумент при производстве песни, нам важно наполнение — музыкальное, смысловое, эмоциональное. Для того чтобы «качало», есть другие профессионалы — аранжировщики, саунд-продюсеры. В этом смысле молодые исполнители часто сильно падки на обертку и не уделяют внимания содержанию. Но не все. Иногда я сталкиваюсь как с поверхностным отношением к творчеству музыкантов своего поколения, так и со вдумчивым отношением. Думаю, все-таки это зависит не от возраста. И, конечно, есть понятие трендов. Во времена моей юности мы слушали «Кино» и «Ласковый май», а старшему поколению это казалось какой-то ерундой. Каждому времени свои герои.

- Музыкальная индустрия в России устроена таким образом, что автор песни часто остается в тени. Не бывает обидно?

- Когда я только начинал, то очень гордился собой, и в некоторых случаях меня, как человека молодого и амбициозного, это немного задевало, но потом я стал четко понимать, что все-таки публике интересны лица, а не создатели. Люди ориентируются на лица, на голос, запоминают их. Для них совершенно неважно, кем является артист — автором этого материала или ретранслятором. И, наверное, это правильно. Каждый должен заниматься своим делом. Раз уж работа артиста подразумевает в том числе и работу лицом, то это логично. Поэтому сейчас я не чувствую никакой обиды по этому поводу. Мне достаточно много пишут люди в соцсетях. Я понял, что кому интересно — тот знает, а по сути — мы все работаем на результат, и важнее всего, чтобы популярными становились хорошие песни. Наша задача делать их качественно и талантливо. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28252 от 29 апреля 2020

Заголовок в газете: Автор хитов «Винтажа» и Руденко Александр Ковалев: «Публике интересны лица — не создатели»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру