Тут надо сразу внести ясность — Минкульт, рассылая письмо, выполнял волю Министерства труда, составившего сию бумагу. В ней, в частности, говорится об информации возможного «введения режимов неполной занятости (введение режима неполного рабочего времени, временная остановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы) в связи с распространением коронавирусной инфекции». И понятное дело, что фраза об отпусках «без сохранения зарплаты» читается как ключевая.
Звоню в «Ленком» директору Марку Варшаверу. «Я отправил в отпуск 260 человек (это две третьи коллектива): сегодня можно обойтись без гардеробщиков, билетеров, кого-то из постановочной части. В театре сейчас только тот, кто занят в репетициях двух спектаклей. Но оклады сохраняются в полном объеме у всех, независимо, работают люди или нет».
— Что в «Ленкоме» означает в полном объеме?
— Для творческого состава это не ниже 60 000 рублей. Так что мы ни в коем случае никого не сокращаем.
Директор МХТ им. Чехова Марина Андрейкина считает, что сама постановка вопроса об отправлении в такой ситуации работников в неоплачиваемые отпуска противоречит трудовому законодательству.
— Мы по максимуму перевели людей на удаленный режим работы, включая часть артистов. Но оклады сохраняются у всех категорий работников, а у артистов еще и социальные выплаты — за стаж, звания...
Чтобы работников не трясло от неопределенности их положения в условиях карантина, руководство Вахтанговского на сайте театра разместило обращение к своим сотрудникам. «...Будем реализовывать все наши проекты, которые мы наметили к 100-летию нашего с вами Театра. Какие бы тяжелые времена мы ни испытывали, как бы обстоятельства на нас ни давили — мы должны в мае начать реконструкцию исторической сцены. Многие, наверное, готовы спросить меня, а не лучше ли отменить реконструкцию, и деньги на ремонт перераспределить на зарплату сотрудникам? Дело в том, что это целевые средства, выделенные именно на переоснащение, по ним проведены все конкурсные процедуры, определены все поставщики. Если мы не станем ремонтировать нашу Основную сцену — единственное, что с этими деньгами можно сделать, — это вернуть их в бюджет Российской Федерации. Мы должны провести юбилей Вахтанговского театра. Такое случается только раз в 100 лет».
Такова позиция больших столичных театров, у которых есть, как говорится, «жировой запас», оставшийся еще от докороновирусной эпохи, или они являются объектами национального достояния. А маленькие с камерной сценой, а детские, кукольные или теневые — как им быть?
Нонна Гришаева, худрук областного ТЮЗа, говорит, что они выполняют все обязательства по заработной плате. Так что, правила тут для всех одни, и повода пока для паники в театрах не должно быть. Нарушения же, если таковые произойдут, будут только на совести самого руководства театров.
На вопрос: «Если карантин продлится на неопределенный срок, из чего платить? Где деньги, Зин?», все отвечают, что очень надеются на помощь учредителей — Минкульта или Департамента культуры Москвы.
Читайте также: «Подобную катастрофу театр Вахтангова переживал, наверное, только в 41-м году»