Обращение начинается со слов сочувствия всем тем, кто пострадал от COVID-19. Организаторы фестиваля призывают всех к солидарности в трудные для всего мира дни. «Каннский фестиваль не может состояться в намеченные сроки с 12 по 23 мая», — сообщают они и пока рассматривают возможности сохранения форума, в частности, его переноса на конец июня — начало июля 2020 года. Все зависит от эпидемиологической ситуации во Франции и мире в целом. Намечены консультации с правительством страны, мэрией города Канны, представителями киноиндустрии и партнерами фестиваля.
Перенос Каннского кинофестиваля — не рядовое событие, поскольку это не просто главный мировой кинофорум, ставший олицетворением кинематографа как прекраснейшего из искусств, главное и важнейшее событие в мировой киноиндустрии. Это и мощнейший кинорынок, куда съезжаются главные игроки. Пока Каннский фестиваль упрямо держался, не объявлял об отмене, призрачные надежды оставались. Кто-то удивлялся непонятной стойкости его дирекции в условиях, когда мир охвачен эпидемией. Но большинство надеялись: что-то придумают, и фестиваль пройдет в назначенные сроки, пусть в онлайн-версии, да хоть в космосе. А его дирекция сообщала, что 16 апреля объявит программу. 9 марта обнародовали список проектов секции «Ателье», где заявляются самые перспективные кинопроекты, в данном случае 16 режиссеров из разных стран. Именно в Каннах они могли найти партнеров и сопродюсеров для завершения своих картин.
Российские кинематографисты до сих пор продолжают бомбардировать каннский бастион, отправляют заявки законченных и незаконченных работ. В тот день, когда обнародовали заявление о переносе, мне пришло письмо из пресс-службы, которая должна бы уже давно аккредитовать на фестиваль, но подтверждения долгое время не было. И вдруг потребовались уточнения, как обычно, связанные с миллионными заходами на сайт «МК» и внушительным тиражом газеты. Цифры слишком большие, Европе не ведомые, оттого вызывающие дополнительные вопросы. Но сам факт обращения вселял оптимизм, длился который недолго.
Каннский кинофестиваль должен был стартовать в 1939 году, но Вторая мировая война нарушила планы. Впервые он прошел в 1946-м. С тех пор, что бы ни происходило в мире, фестиваль держал марку. Лишь в 1968 году был сорван, уже начавшись, когда мир и Францию охватила волна протестов, студенческих выступлений, поддержанная представителями «новой волны», такими режиссерами, как Клод Лелуш, Франсуа Трюффо, Жан Люк Годар.
Теперь под каннские даты во Франции традиционно подгадывают забастовки, чаще всего транспортные, когда не ходят поезда, автобусы, такси, свои требования выдвигают авиакомпании. В результате гости фестиваля часами не могут из аэропорта Ниццы добраться в Канны. Бастуют учителя. Некоторые висят вниз головой часами у входа в фестивальные залы. Однажды даже каннская полиция разослала свои требования к властям на адреса аккредитованной иностранной прессы, и мы ходили к зданию мэрии на акцию протеста. Профсоюзным организациям удалось в 2003-м сорвать крупнейший театральный фестиваль в Авиньоне, но Канны устояли, сумели договориться: там хорошие переговорщики, умеющие находить общий язык с разными «группами риска». И главное, здесь на кону огромные деньги. Здесь заключаются серьезные сделки в кинобизнесе — их объем на кинорынке достигает 1 миллиарда долларов. Сам же фестиваль приносит своему региону порядка 800 миллионов долларов.
В феврале, когда размах эпидемии был не столь очевиден, каннская дирекция провела ряд противовирусных мероприятий. Заказали детекторы для входа в кинозалы, маски. Мэрия города, принимающая активное участие в проведении фестиваля, разрабатывала с департаментом здравоохранения план действий на случай наступления эпидемии. Как это было на Берлинале, намеревались оборудовать спецтехникой городскую больницу. Но события набирали оборот, и во Франции до конца мая запретили собрания людей, сначала пяти тысяч, потом одной тысячи, пока не дошло до ста. Огромные убытки понесут отели, где останавливались звезды и представители американской киноиндустрии. Они даже делали рассылку с требованием подтвердить бронирование либо отменить его. А стоимость номеров в дни фестивалей взлетает там в разы. Те, кто поскромнее и бронирует относительно недорогое жилье в Каннах за год, тоже пострадали. Деньги за отмененные квартиры возвращают не в полном размере. Но есть компании, которые осуществляют полный возврат средств именно с учетом ситуации с коронавирусом.
Каннский фестиваль в этом году отказался от услуг страховой компании на случай эпидемии, поскольку его дирекция не смогла найти оптимального варианта для заключения договора (президент фестиваля Пьер Лескюр назвал ситуацию абсолютно непропорциональной). То есть компенсации не будет. Но есть и неплохие новости. Каннский кинорынок, вполне вероятно, пройдет в виртуальном варианте, для этого сейчас в срочном порядке создается онлайн-платформа. Время — деньги, и важно не упустить момент. Но и руководством фестиваля ведется разработка цифрового сервиса, который сможет каким-то образом смягчить ситуацию.