Алексей дважды становился его президентом. Сменяемость власти там скорая и постоянная: порулил год, а точнее, пятидневку, пока идет фестиваль, — уступи дорогу товарищу, чей фильм победил в профессиональном рейтинге. Пока гости и участники нынешнего суздальского феста смотрели новую 13-минутную рисованную картину Алексея — «Бестелесная команда. Приключения солдата Каблукова» по мотивам сказок Саши Черного, он тихо угасал в хосписе.
Отпевание прошло в храме Сергия Радонежского в Спасо-Андрониковом монастыре. Похоронили Алексея на Востряковском кладбище. Болел он давно. Коллеги об этом знали, организовали даже сбор средств на его лечение. Казалось, Алексей выкарабкался, только сильно похудел, и продолжал снимать, но уже со своими соавторами. Он даже приезжал в Суздаль, тоненький, как ниточка, со своим предпоследним фильмом «Суета сует», снятым вместе с близким другом Алексеем Шелмановым, не дожившим до премьеры и скончавшимся на теннисном корте. Его памяти Алексей Туркус и посвятил картину. «Бестелесную команду» он тоже создавал в соавторстве — с Дмитрием Куприяновым — по своему сценарию. Самостоятельно работать, скорее всего, уже не было сил. Озвучивал его Виктор Сухоруков.
«Суета сует» сделана в духе Шагала о еврейском местечке с летающими влюбленными, разноцветными коровами, ангелами, взбирающимися по садовой лестнице. Можно представить, с каким невероятным трудом фильм появился на свет. Туркус, работая над ним, боролся с тяжелым недугом.
Алексей родился в Москве 6 декабря 1955 года. Учился в Московском архитектурном институте, работал архитектором в Моспромпроекте, преподавал в МАРХИ, а потом поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В 1985-м пришел на «Союзмультфильм», где дебютировал прелестной «Переменкой №4». А потом сотрудничал с небольшими студиями. Он снял «Случаи» по Хармсу, основываясь на уникальных кинофотодокументах, работал над альманахом веселых биографий великих людей. В его «Мальчике Чапайчике» малыш Вася Чапаев скачет верхом на курице. Бурлескный «Буревестник» сделан по мотивам «Песни о Буревестнике» Максима Горького, где в школьный класс врываются бушующие волны, а глупый пингвин робко прячет тело жирное под партой. Гордый буревестник напоминает гуся. А нерадивый ученик становится Пушкиным, вступающим в драку с писателем Горьким. А потом Алексей начал снимать совсем другое кино — невыносимо печальное, напоенное воспоминаниями детства, где каждый кадр как картина. В семиминутном «Зашкафе» мальчик ест винегрет вместе с Фиделем Кастро, боится черного пианино из соседней комнаты и спрашивает у матери, что такое умереть. Она объясняет, что он тоже умрет, но будет это нескоро. «Я понял, что умереть — это значит попасть за шкаф», — рассуждает ребенок. Туда, где хранятся ненужные и забытые вещи.
На фестивалях в Выборге и Суздале его уже огромный, почти 18-минутный «Заснеженный всадник» получил главные награды. Он тоже о детских страхах и посвящен отцу режиссера. Сценарий написан еще в студенческую пору, но только спустя не один десяток лет был запущен в производство. Маленький мальчик Алеша (сам режиссер) лежит на металлической кровати и не может уснуть, пристает с расспросами к сидящему за шахматами отцу. Его ответы в детском воображении разрастаются в фантастические миры, и вот уже в комнату въезжает танк, влетает самолет. А заканчивается эта грустная история прощанием с постаревшим отцом. Траурная процессия бредет по кладбищу, и когда тело предают земле, появляется всадник. Это отец в пижаме. Но стоит коню подняться в небо, как в руках отца появится сабля, и превратится он в гордого наездника в историческом костюме. У многих слезы наворачиваются в этот момент.
В день прощания с Алексеем Туркусом в Интернете появились его главные картины, которые можно было смотреть бесплатно. Друзья режиссера разместили в соцсетях и восьмиминутный фильм, сделанный о нем студентами. Голова Алексея, прикрепленная к анимационному туловищу, рассказывала о доме в Зачатьевском переулке, построенном его отцом-архитектором, где он жил в детстве, как повстречал анимационных богов во главе с Норштейном. Фигуры классиков анимации позаимствованы у древнегреческих скульптур. Себя Алексей небожителем не считал. Жил скромно и даже незаметно, работал, снимал талантливое кино.