Самое масштабное полотно на выставке, где представлено 23 работы, достигает высоты 4,5 метра. Кажется, что перед нами некий постапокалиптический мир. Серая пустошь, которую разрезает пополам луч света — словно след от только что пронесшегося мимо НЛО. Заваленное дерево с торчащими из земли корнями. Одинокий черный автомобиль. Люди, спокойно занимающиеся своими делами. Картина кажется фантастической иллюзией. Однако написана она с вполне реальной предметной инсталляции. В этом особенность метода Андриса. Вся суть и смысл его работы.
Ключевую роль в создании реальной иллюзии играет искусственный свет. Он превращает инсталляции в «обманки». Вот другая, но уже небольшая работа (все картины без названий): на холсте мы видим пальму, отбрасывающую тени вокруг. Среди невероятного пейзажа стоит обнимающаяся пара, срощенная в единое целое. Казалось бы, абсолютная фантастика. Но это тоже реальная сцена, созданная в мастерской художника.
Андрис работает в огромном ангаре размером 700 кв. м, расположенном на бывшей фабрике «Большевичка» в индустриальном районе Риги. Потолки там — под 9 метров.
— Недавно я начал думать: мастерская служит мне или я ей? Она влияет на мои работы. Этот ангар когда-то был складским помещением на фабрике, а теперь достался мне, — рассказывает латвийский художник. — Однажды со студентами Рижской художественной академии мы построили там огромную оптическую конструкцию, подобная была у Вермеера.
— Свет выступает главным действующим лицом в ваших работах. Именно он превращает созданную вами в мастерской сценографию в фантастические пейзажи. Давно вы увлекаетесь этой темой?
— Свет всегда был важен для меня. Я увлечен им как чудом. Мои постановки создают иллюзию света, некий абсурд. Получается живопись, одновременно мистическая и реальная. Мне интересна эта неуловимость перехода между ними. Что, собственно, реальность, а что воображение, как их разделить? Создавая иллюзии, включая воображение зрителя, я говорю о нашем мире. 500 лет назад все было разъяснено с точки зрения бога, позже люди объясняли мир с точки зрения науки или идеологии. Наш взгляд на мир — всегда иллюзия. Мы находимся внутри нее.
Помимо серии «Искусственный свет» на выставке есть еще одно масштабное полотно — из предыдущей серии. Однако на первый взгляд совершенно абстрактное полотно логично вписывается в идею проекта. Перед нами фактурная живопись — бурый рельефный фон и розовые ровные пятна поверх него. На самом деле это тоже натурная вещь: художник написал прозрачный пластик (плексиглас), свет, проходящий через него, отражения… Еще одно подтверждение иллюзорности реальности нашего мира, созданное с помощью, казалось бы, примитивного предмета. «Свет — это инструмент иллюзии и истины», — подытожил Эглитис.