На просьбу прокомментировать заявление первого зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак отвечает просто: «Эта выставка — и есть комментарий. Это попытка исследователь татуировку как способ самоидентификации человеческой личности. Задача выставки рассказать больше, разрушить табу, которые существуют в обществе, а только информация и способна сделать это».
Проект «Тату» был придуман знатоками истории татуировок Анн Ришар и Жюльен Дэфлиск. Выставку впервые показали в парижском Музее на набережной Бранли имени Жака Ширака. Позже она побывала в пяти музеях — от Торонто до Гаосюна. Год назад началась работа над московской выставкой: всего в экспозиции представлено 170 экспонатов, 47 из них — дополнение российских кураторов к французской версии проекта.
Выставка в Галерее стран Европы и Америки начинается с яркого названия: слово «Тату» сложено из светящихся лампочек, которыми обычно обрамляют зеркала в салонах, чтобы в отражении лучше видеть все детали человеческого тела. Первый экспонат дает понять, насколько древнее это искусство. Перед нами ложка, выполненная в форме женского татуированного тела (плывущей девушки с цветком лотоса). Египетский раритет из собрания ГМИИ датируется XIV веком до н.э. Над ним вводное пояснение: «тату» — слово из языков полинезийской группы, происходит от таитянского «татау» (рана, отметка), было введено в обиход после знаменитых плаваний капитана Джеймса Кука во второй половине XVIII века.
В первом из семи залов показаны орнаменты татуировок, сделанные на бумаге другим путешественником, Николаем Миклухо-Маклаем, в Папуа — Новой Гвинее в 1880-х годах. Второй раз переносит нас во времена «ренессанса» татуировок — в ХХ век, когда нательные рисунки стали частью европейской и русской культуры. Что касается Европы, то туда татуировки «пришли» от моряков, побывавших в дальних плаваниях и перенявших «туземную» культуру. В начале ХХ века многие из них стали гастролировать, показывая свое тело как часть циркового шоу. Среди экспонатов — несколько чемоданов таких артистов. Здесь же показана и отечественная история тату, связанная с криминальным миром. Для зэков татуировки превратились (так, впрочем, было и во всех древних культурах) в своеобразный паспорт личности. Среди прочего здесь выделяется фотография 1993 года, сделанная фотографом Сергеем Васильевым. Это портрет заключенного с множеством тату. Под глазами слова — «Полны любви», на подбородке надпись — «Опасно, убьет», на теле — разнообразные рисунки. Рядом экран с расшифровкой криминальной тату-символики.
Однако выставка строится далеко не только на истории тату. Специально для нее было сделано 18 силиконовых слепков (туловищ, рук и ног), на которых разные татуировщики нанесли рисунки в своих стилях. Например, художник из Праги Александр Грин вдохновлялся романтической эпохой рыцарей и средневековой геральдики. Швейцарец Филип Лю нанес на силиконовый манекен изображение облаков, оттолкнувшись от традиций Японии и Океании.
Финальный раздел свидетельствует, что татуировка уже вышла за рамки субкультур и стала частью живого арт-процесса. В качестве примера — серия без названия известного бельгийского художника-концептуалиста Вима Дельвуа. Он сделал татуировки на коже поросят, перенеся тем самым на животных антропоморфные признаки. Когда свиньи выросли и умерли естественной смертью, художник снял с них кожу и поместил татуированные участки в позолоченные рамы. Шокирующий многих метод бельгийца для животных — спасение.
Ведь вместо того, чтобы лечь под нож мясника и стать очередным стейком, которые миллионы людей едят каждый день, эти поросята прожили тихую сытую жизнь на ферме художника в Китае (кстати, тату он делает животным с обезболиванием). Рядом с этой серией еще одна, уже из каррарского мрамора (с которым работал и Микеланджело), — от художника Фабио Виоле. Она была заказана Пушкинским специально для проекта. Перед нами классические греческие скульптуры с разнообразными татуировками: в японском стиле ирэдзуми, американском олдскул или с русскими криминальными наколками. Этот проект, соединяющий т.н. «низкое» и «высокое», призван вызвать у зрителя когнитивный диссонанс, уничтожить стереотипы. Об этом, собственно, и весь проект.
Завершающей точкой становится живой человек, на тело которого нанес татуировки художник, превратив его тем самым в музейный экспонат. Тим Штайнер — бывший менеджер тату-салона из Цюриха. В 2006 году Вим Дельвуа сделал на его спине символическую татуировку, которая соединила в себе стереотипные темы нательных рисунков. Тим подписал с художником контракт, согласно которому после смерти его кожа будет передана в музейную коллекцию. Теперь Тим регулярно выступает экспонатом на выставках: по нескольку часов сидит в экспозиции и демонстрирует тату. Рабочий день — пять часов, каждый час перерыв по 20 минут.