— Латвия и Евгений Вахтангов исторически связаны. Будущий театральный реформатор учился в Рижском университете юриспруденции.
А его ученик Освальд Глазунов в 30-годы руководил латышским театром «Сцена» в Москве — рассказывает господин посол. — Спектакли его были очень популярны, но театр попал под колесо репрессий. Большинство артистов были расстреляны.
Подчеркнув важность события в жизни театра, худрук Вахтанговского Римас Туминас с огорчением констатировал:
— Это очень приятный шаг, и я, как представитель Литвы, искренне завидую Латвии. Могу только высказать сожаление, что моя страна не делает таких шагов к сотрудничеству. Этот договор, я уверен, поможет развивать разные формы сотворчества нашим театрам. Я горжусь, что ваша страна оказалась на этом пути первой.
В ответном слове посол Латвии выразил уверенность в том, что подобные шаги расширяют программу сотрудничества между Россией и Латвией.
Г-н посол пришел не с пустыми руками — он вручил Кириллу Кроку уникальную книгу «Латышское искусство в Третьяковской галерее». Кстати, большая его часть находится в ее фондах.
Надо сказать, что первый профессиональный театр Латвии появился в 1896 году не в Риге, а в Даугавпилсе, который в то время назывался Динабург. Нынешнее его здание, построенное в 1937 году в стиле конструктивизма с элементами барокко в интерьерах, рассчитано на 530 мест. В Даугавпилсе переплетены культурные традиции нескольких народов, поэтому спектакли в театре идут на четырех языках — русском, латышском, эстонском и латгальском. Директор и худрук театра Олег Шапошников рассказал журналисту «МК», что проект сотрудничества уже поддержала городская дума, причем финансово, и это позволит сделать цены на билеты Вахтанговского театра доступными всем слоям населения небольшого латышского городка. «Самый дорогой билет будет стоить у нас 30 евро», — подтвердил Шапошников.
Итак, договор подписан. Первый выезд вахтанговцев в Даугавпилс состоится уже в октябре с двумя спектаклями — «Наш класс» и «Крик лангусты». В ответ латышских партнеров ждут в Москве в ноябре.