Под крышей театра больше нет сцены, нет актеров и зрителей. Там — медицинский кабинет психиатрической клиники. Пока озадаченные зрители занимают места по обеим сторонам от импровизированной комнаты, юноша в белой толстовке нервно болтает ногами, сидя на офисном столе. На нем лежит с десяток бумажных слоников — как намек на название пьесы: «Песнь слона». Это первая и самая известная работа канадского драматурга Николя Бийона, которая никогда прежде не ставилась в России.
Героев всего трое: Майкл Аллен (Павел Усачев), пациент больницы и высокоактивный социопат, доктор Гринберг (Дмитрий Савкин), директор клиники, и мисс Петерсон (Лилия Волкова), старшая медсестра и единственный друг больного. В программке, правда, указано еще одно имя — доктора Лоуренса, который внезапно исчезает после очередного сеанса со своим сложным молодым пациентом. Именно суточное отсутствие Лоуренса на рабочем месте становится причиной внутреннего расследования, а затем — неожиданных личных разговоров между обеспокоенным директором и 23-летним «американским психопатом».
«Мы были любовниками… Да, а в столе у доктора есть доказательства. Думаете, вру? Видите, я там голый, а ведь мне только 15 лет», — с саркастической ухмылкой рассказывает парень. Неужели это правда или всего лишь психологическая уловка? «Вы знали, что у слонов матриархат? А еще доктор дает мне конфеты за хорошее поведение», — не унимается Майкл. Стоп! Причем здесь слоны? Какие конфеты? И что у вас с доктором Лоуренсом?
Спектакль идет только час, но за это время маленькое пространство сцены «Под крышей» сужается до размеров комнаты с холодным медицинским светом. Действие держится исключительно на трех артистах, которые метают друг в друга репликами, как при финальной партии в пинг-понг. Разгадка истории не заставит себя долго ждать. Хотя любителям психологических триллеров она явно покажется банальной. Но понять это можно, только лично посмотрев спектакль. Ведь что может быть хуже, чем услышать «убийца — садовник» еще до начала истории?
Марк Вдовин, 27-летний актер театра им. Моссовета, в интервью «МК» рассказал о смене профессии и выборе пьесы.
— Почему свой режиссерский дебют вы начали с психологического триллера?
— Конечно, я не искал его специально. Лера Гуменюк, прекрасный переводчик, предложила мне эту пьесу. Я понял, что хочу поработать с ней, но не как ассистент, а как самостоятельный режиссер. В процессе репетиций мы решили, что это должен быть спектакль, причем сделанный не столько театральными средствами, сколько актерскими работами. Мы специально расположили зрительские места друг напротив друга, чтобы залу в какой-то момент было неуютно. Будто они находятся в клетке, тюрьме, кабинете психиатра и становятся невольными свидетелями этой истории. Ведь в жизни мы тоже частенько становимся свидетелями какой-то драмы.
— Вы прежде всего актер. А роль Майкла, пациента-психопата, — настоящий подарок для артиста. Почему вы не захотели сами играть в спектакле?
— Сначала мне ее предложили именно как актеру, но я быстро понял, что не хочу играть в этой пьесе, несмотря на то, что все три персонажа очень классные. Мне захотелось высказаться через нее как режиссеру.
— Что таким образом вы хотели сказать зрителю?
— Сегодня Инстаграм, Фейсбук, постоянные тусовки, очень быстрый ритм жизни сделали из людей эгоистов. Мы перестали замечать тех, кто рядом с нами. Летя стремглав к своей цели, кому-то что-то вовремя не сказав, мы даже не заметим, как человек покончит жизнь самоубийством. Поэтому главная фраза пьесы для меня — «Просто бросьте в человека любовью, и вы увидите, как она в нем отзовется».