Режиссеры рассказали, как снимают эротические сцены

«Иногда подбираем людей, со спины похожих на актеров»

Российские режиссеры рассказали, как снимаются эротические сцены в кино и сериалах. Оказалось, это весьма сложная «машинерия»: начиная от контракта, в котором прописаны подобные съемки, и заканчивая тем, что на самых пикантных эпизодах на площадке оставляют минимум людей.

«Иногда подбираем людей, со спины похожих на актеров»
Кадр из фильма «Верность».

тестовый баннер под заглавное изображение

Сегодня откровенными сценами в кино никого не удивишь. А в советские времена работа над ними была и опасна, и трудна.

Кинорежиссер Георгий Натансон рассказывал «МК» и описал в своей книге, как снимал в картине «Еще раз про любовь», вышедшей в 1967 году, постельную сцену.

Тогда из павильона по просьбе исполнительницы главной роли Татьяны Дорониной попросили всех выйти, кроме оператора и его помощника, костюмера и гримера.

«Татьяна Васильевна переоделась за ширмой, легла в постель в рубашонке. У постели стоял одетый в рубашку, брюки и ботинки Александр Лазарев. Я ему тихо сказал: «Ложись!» Он попросил Татьяну Васильевну подвинуться, приподнял одеяло, чтобы лечь.

Я опять ему шепчу: «Ты не снял брюки». Но Саша наотрез отказался это делать. «Как же так, - говорил я. - Ты по улице в них ходишь. Разве можно в чистую постель ложиться в брюках. Татьяна Васильевна в одной рубашке». Но Саша стоял на своем: «Не сниму, хоть отстраняйте от картины». Было ясно, что спорить бесполезно, все это только выведет Татьяну Васильевну из нужного состояния. Так Саша и лег в брюках, даже ботинки отказался снимать. Но сцена все равно удалась».

На съемках «Повторной свадьбы» в Одессе нечто подобное произошло и с Андреем Мироновым. Георгия Натансона кумир женщин всей страны поразил застенчивостью: «Представляете, Андрей стеснялся лечь в постель вместе с актрисой».

О том, как снимаются «опасные» сцены сегодня, мы поговорили с режиссерами Наташей Меркуловой и Нигиной Сайфуллаевой.

Наташа Меркулова «На голых людей нельзя повесить петличку с микрофоном»

- Откровенные сцены, требующие от актера раздевания в кадре, до сих пор остаются головной болью для режиссера или все стало гораздо проще? Приходится искать к артисту особый подход, убеждать?

- Это по-прежнему вызывает у актеров вопросы, но уже в меньшей степени. На нашем недавнем с Алексеем Чуповым проекте, где надо было одновременно раздеть 12 человек, мы проговаривали с актерами – отдельно с каждым и со всеми вместе - как это будет происходить.

- В контракте проговаривается этот щепетильный момент?

- Производящая компания, продюсер подписывают контракт с актером, в который может быть внесен специальный пункт. Во всех наших сценариях кто-нибудь да снимается раздетым.

Меня каждый раз поражает, когда люди, прочитав сценарий, пройдя пробы, вдруг приносят договор, в котором указано, что они не снимаются раздетыми. Все же написано в сценарии. Не могут же герои мыться в душе, лежать в ванне или заниматься сексом одетыми. Хотя могут, конечно, но тогда так и написано, что «не снимая одежды». Никто же не пытается запутать актеров в сценарии. Это глупо. Там всегда все предельно подробно описано. По крайней мере, у нас.

– Галина Волчек рассказывала, как Григорий Козинцев, снимая «Короля Лира», спрашивал: «Ты же не будешь срывать с себя одежду?» Она ответила: сорву, но ведь вырежут. А потом камера брала ее сверху, когда она лежала на полу и крупным планом играла то, что происходит между мужчиной и женщиной. Часто на площадке оставался только оператор. Как теперь это происходит?

- Конечно, максимально минимизируют съемочную группу. Обычно остаются режиссер и оператор. И даже когда я пытаюсь уйти, актрисы говорят: «Наташа, останься!» Видимо, для них это поддержка.

Звуковики просят, чтобы разрешили хотя бы одному из них остаться на площадке и записать звук, или же подсунуть «удочку», вмонтировать ее в стену, чтобы было незаметно, ведь на голых людей нельзя повесить петличку с микрофоном.

- Здесь, наверное, важно доверие?

- Безусловно! Мы подробно рассказываем о сцене, как она будет выглядеть. С девочками я разговариваю просто, объясняю, что мы не порно снимаем, и нет цели показать только тело. Прежде всего, мы снимаем человека, драматическую актрису. Оказалась она в этот момент голой целиком или частично, вообще не важно. Просто в данной сцене это нужно.

В «Интимных местах» было принципиально, чтобы мужчины тоже раздевались. Кто-то не мог себе этого даже представить и начинал предлагать: «Нет, давайте как-нибудь по-другому». Но по-другому было невозможно, мы с этого начинали разговор с актерами. Если это препятствие оказывалось непреодолимым, мы расставались. Мы искали «своих» людей и нашли их. Например, Юра Колокольников был готов выполнить любые наши с Лешей безумия, конечно, в такой момент это очень подкупает и ты влюбляешься в актера.

Кадр из фильма «Интимные места».

- То есть мужчины оказались более застенчивыми?

- На нашем недавнем сериале из 12 человек, где поровну было девочек и мальчиков, только один актер и одна актриса не стали раздеваться категорически. Они еще до съемок внесли этот пункт в свои контракты.

- Есть на такой случай дублеры? Кто они?

- Есть. Подбираем людей, со спины похожих на актеров. Мы же не можем их показывать спереди - будет видно лицо. Или же снимаем ту часть тела дублера, которая нам нужна.

С дублерами многие работали в пикантных сценах и в советском кино, и в Голливуде. Сверху снимали лицо актрисы, а снизу — не лицо дублера. Но у нас с Алексеем Чуповым немного другой подход.

Я не очень люблю работать с дублерами. Они же обычно красивые. У них классные тела, но они не актеры, а профессиональные модели, и все это видно в кадре. Если мне, допустим, нужна застенчивая девочка, а приходит очень свободная дублерша, то она это не сыграет.

Был один крайний случай, когда все-таки пришлось заменить актрису на дублершу. Это меня очень расстроило. Мы долго разговаривали с актрисой. У нее был сложный период в личной жизни. В общем, не готова была раздеться. Но все остальные девчонки сделали это невероятно круто, и получились лучшие эпизоды. В них была энергия, живые эмоции, а это не подделаешь, ведь своим телом актриса тоже рассказывает историю. Даже самая лучшая дублерша, при всем уважении, этого бы не сделала.

- Женщины, молодые и не очень, стесняются несовершенства тела или им просто неловко быть обнаженными?

- По-разному. Люди, прежде всего, стесняются тех, кто рядом. Я вообще не считаю, что есть некрасивые тела. У нас в «Интимных местах» снимались самые разные люди.

- На Венецианском кинофестивале показали документальную картину про женщин мира, и в финале некоторые из них, даже совсем не молодые, раздеваются, и так это красиво и мощно сделано.

- Я тоже считаю, что человеческое тело прекрасно в любой период жизни и возраста, вне зависимости от комплекции и всего остального. Это же карта нашей жизни, свидетельство того, как мы ее прожили. Что-то же такого интересного с нашим телом произошло за годы? Почему бы на него не посмотреть? Я не вижу для этого препятствий.

Нигина Сайфуллаева: «Когда речь заходит о теле, мы все закомплексованы»

- Приступая к съемкам эротических сцен, приходится ли вам продумывать свой разговор с актером? Возможно, теперь все стало гораздо проще?

- Для актера существует много непростых сцен, помимо обнажения. Кто-то не хочет умирать в кадре, кто-то убивать. Кто-то взаимодействовать с детьми или животными, креститься и т.д. Много оказалось тем, требующих тонкого и бережного взаимодействия с актером. Считаю тут важным не уговаривать или убеждать, а решать вместе, как лучше всего рассказать историю. В общем, это не то, что могло бы меня пугать при запуске фильма.

- В контракте прописывается участие в откровенных сценах? Может быть, стоит постепенно подвести актера к тому, что он должен сделать, минуя предварительные договоренности?

- Обычно в сценарии все написано. Актер его читает и понимает, что ему предстоит. Конечно, мы обсуждаем, что и как будет сниматься. И приходим к общему решению, которое всех устраивает. А если актер категорически не хочет раздеваться, а это необходимо для истории, то лучше искать замену. Иначе все потом будут страдать, и получится плохо. И никакой договор не поможет. Должно быть желание и совпадение с материалом.

- Сложнее раскачать мужчину или женщину?

- У меня не очень большой опыт работы с обнаженными мужчинами на съемочной площадке, но пока прямо раскачивать не приходилось. Может быть, везло с профессионалами или актеры точно подходили на роль и изначально были с ней согласны. Некоторые актеры сразу обозначают на пробах, что они не готовы к участию в откровенных сценах. И, в общем, честны. Но на деле, очень важно обсуждение темы фильма и мотивов героев с режиссером. Иногда позиция актера меняется.

- Люди в принципе стесняются наготы или же страхи связаны с неидеальным телом?

- И то, и другое, мне кажется. Когда речь заходит о теле, мы все закомплексованы. Существует страх выглядеть незащищенным и некрасивым, оценённым по такому тонкому вопросу. Стыдливое отношение к телу заложено и в религии, и в культуре. Не принято бегать голышом. Поэтому каждое публичное обнажение – это выбор, зона для работы по принятию своего тела и выход за рамки себя реального, в случае актера.

- В советские времена на площадке часто оставался только оператор, когда снимались откровенные сцены, если их вообще можно таковыми назвать. Как происходит теперь?

- У всех, наверняка, по-разному. Я тоже минимизирую количество людей, чтобы хотя бы имитировать реальную атмосферу, и дать шанс актеру расслабиться. Но заставить всех покинуть площадку невозможно. Там помимо оператора, масса специалистов, отвечающих за фокус, звук, свет и так далее. Около плейбека тоже прошу не сидеть, чтобы у актера не было ощущения, что все его рассматривают за дверью. Когда снимаем остродраматические, кульминационные и эмоциональные сцены, тоже прошу всех максимально отстраниться, держать тишину, дать больше воздуха актерам.

- Персональный порог, за который заходить нельзя, есть?

- Он не должен нарушать принципы моей обычной жизни. Это морально-этический вопрос.

- Как долго снимаются подобные сцены?

- Как любые другие. Снимаешь разные кадры, разные ракурсы, делаешь дубли. Технологически такая сцена не отличается от любой другой, разница лишь в наличии интимного, эмоционального момента и в том, что актер — обнаженный.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру