Кантемир Балагов — выпускник первой и единственной мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Его дебютная «Теснота» в 2017 году участвовала в каннском «Особом взгляде» и награждена премией международной кинопрессы ФИПРЕССИ. «Дылда» стала второй его картиной и рассказывает о жизни двух фронтовых подруг в послевоенном Ленинграде. Главную роль исполнила дебютантка Виктория Мирошниченко, номинировавшаяся на приз Европейской киноакадемии. «Дылда» снята без поддержки государства. Ее продюсерами стали Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. Кантемир Балагов говорит, что снимал фильм о том, что война не заканчивается в момент прекращения огня, а продолжает убивать. В мае «Дылда» получила на Каннском кинофестивале приз за режиссуру в конкурсе «Особый взгляд» и награду ФИПРЕССИ, а в ноябре — единственная — сразу два азиатских «Оскара» в австралийском Брисбене. Ими отмечены за лучший сценарий Кантемир Балагов и Александр Терехов, а также молодой оператор Ксения Середа. Существенно, что состоялась американская премьера «Дылды» на фестивале в Теллурайде, а в январе начнется американский прокат.
В одной связке с «Дылдой» оказалась выдвинутая Чехией «Раскрашенная птица» Вацлава Мархоула, снятая на межславянском языке, где одну из ролей сыграл российский актер Алексей Кравченко. Вдохновила чешского режиссера на его приглашение увиденная в 13-летнем возрасте картина «Иди и смотри» Элема Климова. Здесь также представлены: эстонская «Правда и справедливость» Таннела Тоома, который уже номинировался на «Оскара» с короткометражкой, «Отверженные» темнокожего уроженца Франции Ладжа Ли, «Страна меда» от Северной Македонии, указанная еще и в документальной номинации, «Оставшиеся» родившегося во Франции Барнабаша Тота от Венгрии, «Атлантика» темнокожей Мати Диоп из Сенегала (Гран-при в Каннах), «Тело Христово» Яна Комаса от Польши, показанное в Венеции, победившие в Каннах «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Джун Хо (и это едва ли не главный конкурент), «Боль и слава» Педро Альмодовара от Испании. Десятку отобрали из 91 фильма-претендента.
Выдающийся наш мастер анимационного кино Константин Бронзит дважды участвовал в оскаровской гонке и становился номинантом с картинами «Уборная история — любовная история» в 2009 году и «Мы не можем жить без космоса» в 2016-м. Теперь он вошел в шорт-лист с новым фильмом «Он не может жить без космоса». Если в предыдущем космическом мультфильме героями были два друга, которые готовятся к полету в космос, но выбирают в итоге одного из них, то теперь это история одиночества, а также взаимоотношений матери и сына, который повторяет путь своего отца, всю жизнь находившегося в скафандре. В категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» представлены картины, снятые в разных странах: «Дочь», «Волосы любви», «Физика скорби», «Помни мои мысли», «Вне трасс», «Китбулль», «Сестра», «Незабываемый», «Помни мои мысли», «Дядя Томас: учет дней». Десятку лучших киноакадемики отобрали из 92 претендентов.
Документальную Aquarela («Акварель») Виктора Косаковского, которую, подводя итоги 2018 года, «МК» назвал одним из главных культурных достижений, вошла в шорт-лист «Оскара» в числе 15 неигровых картин, выбранных киноакадемиками из 152. Формально она не имеет никакого отношения к России, хотя и создавалась выдающимся российским документалистом. Произвели ее Великобритания и Германия. Косаковский никогда и ничего не просит. В России он больше 20 лет не получал никакого финансирования. В данном случае на него вышли британские продюсеры и предложили вместе поработать. Для того чтобы собрать бюджет на подобные картины, требуются годы, поэтому снимает Виктор редко, раз в пять-семь лет.
Aquarela — инновационный полуторачасовой фильм. Снимался он три года в разных точках мира — у самого высокого водопада Ангел-Фоллс в Венесуэле, в Майами, Индии, Атлантике, где бушевал ураган «Ирма», на Байкале — и это самая мощная новелла. В «Акварели» не привычные 24 кадра в секунду, а 96, а главной героиней стала вода. Премьера прошла в 2018 году на Венецианском кинофестивале. Для того чтобы фильм показать в оригинале, требуются специальные проекторы, которых в России нет.
В последнее время Виктор живет в основном в Испании. Когда в июне 2016-го он снимал в открытом океане на айсберге севернее Гренландии, к нему обратились представители Американской киноакадемии с предложением вступить в ее ряды.
13 января 2020 года объявят номинантов, а сама церемония награждения пройдет 9 февраля.