При входе на выставку «К столу!» гостей встречают два ностальгических арт-объекта. Слева — увеличенные в десятки раз семечки, высыпавшиеся из свернутой в кулек газеты. Это работа Екатерины Базловой с несколько ироничным названием «Кулек изобилия». С другой стороны рассыпаны гигантские семена гречки — работа юной художницы Анастасии Червонной «Ну вот, опять!». «Когда мы рассыпаем гречку, то часто говорим: «Ну вот, опять!». Это пустяк, но мы умеем раздувать из мухи слона, преувеличиваем мелкие неприятности. Нужно быть проще», — рассказывает Юлия Киселева, продюсер проекта «Год керамики в Царицыно».
Предновогодний проект «К столу!» — четвертая и, по словам Юлии, самая хулиганская серия «Года керамики в Царицыно». У проекта две главные задачи: представить керамику из коллекции, в которой более 40 тысяч предметов (музей был создан в 1984 году как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР), и познакомить посетителей с современными художниками-керамистами. Первые три серии были более каноническими: «Вокруг вазы», «Цветы и травы», «Тень женщины». В четвертой же собрали предметы от XVIII до XXI века. Большая их часть выставлена на праздничном столе, накрытом белой скатертью. Здесь есть «блюда» из керамики на любой вкус. Тут тебе и котлетки (работа «Праздник» Марины Акиловой), и яичница («Пир горой» от Елены Петько), и колбаска (автор — Владимир Котов), и жареная рыбка (работа Татьяны Терешковой)… И сладенькое — тортик, печенье с черникой, разнообразные десертики. К ним уже поспел чай: пар большими воздушными пузырями раздувается над чайниками. Эта воздушная работа создана Еленой Хлендовска. Всего здесь более 70 предметов из музейной коллекции и около 35 работ современных художников.
Некоторые экспонаты выставлены в отдельных витринах. Среди них — абсолютный хит выставки: продукты для салата оливье, бережно уложенные в тазике. Работа Анастасии Чариной так и называется «Оливье» — в ней вся «соль» и символизм новогоднего праздника. Впрочем, среди экспонатов можно найти более обыденную «еду». Например, классический фастфуд-набор (газировка в стаканчике с трубочкой, бургер и телефон на подставке), созданный Натальей Воробьевой, в белоснежных тонах. Здесь на одном столе собраны натюрморты из разных эпох, и можно проследить, как менялось меню и отношение к изображению предметного мира. Однако все это вместе смотрится вкусно и гармонично.
Выставку дополняет специальный «несъедобный» раздел, где показаны работы керамистки из Франции Лиз Замбелли. В витрине находим фигурки белых медведей. Первая мысль — Умка, зима, Север. Однако для Лиз эта тема намного глубже, чем любование животными. Своими работами она поднимает вопрос о вымирании белых медведей. Прогнозы действительно неутешительные: согласно исследованиям американских экологов, белые медведи исчезнут к 2025 году, если человечество не предпримет мер для их спасения. Недавно Лиз приезжала в Россию и рассказывала о проблеме и особенностях работы с керамикой.
Есть разница между отечественной и зарубежной керамикой? Например, в технологии создания? «Никаких новых техник не появляется — это всегда глина и обжиг, — говорит Юлия Киселева. — Обжиг можно делать в электрических печах, а есть еще высокий обжиг в дровяных печах, который в России распространен намного меньше, а в Европе это считается «от кутюр». Остальное — авторское. Керамика — это кропотливая работа, которую можно оценить на этой выставке.
А еще здесь можно узнать секреты, как сделать собственное застолье с ювелирной тонкостью вкуса и стиля. Бесплатный мастер-класс по сервировке стола пройдет в Оперном доме 21 декабря в полдень. А на 14 декабря намечена дискуссия о красоте в еде и о привычке любить глазами то, что собираешься съесть.