— Насколько победа в «Большой книге» стала для вас неожиданностью?
— Скажу честно, не рисуясь и не кокетничая, я абсолютно этого не ожидал. Тем более у нас были очень сильные соперники: прекрасный роман Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина», за который я отчасти болел, или книжка Линор Горалик, одной из лучших наших современных писательниц. Я уже не говорю про таких тяжеловесов, как Водолазкин.
— В вашей книге параллельно разворачиваются две биографии — писателя Венедикта Ерофеева и Венички из поэмы «Москва — Петушки». Вы помните, когда впервые прочитали ее?
— Да, очень хорошо помню. Это был первый курс института, 1984 год. Мне принесли переплетенную книгу, в которой помимо романа «Москва — Петушки» была еще повесть Юза Алешковского «Николай Николаевич». Там не было автора. Я совершенно обалдел. Мне понравились оба произведения, но «Москва — Петушки» абсолютно меня перенесла как будто в другой мир. Затем в какой-то момент вышел журнал «Театр» с материалами, посвященными Ерофееву, и я понял, что и сам по себе человек он очень интересный. Поэтому и решил перескочить из эпохи, которой раньше занимался — Серебряный век, модернизм, ранняя советская литература, — и написать с моими коллегами эту книгу.
— А каков, по-вашему, сегодня современный герой?
— Я читаю довольно много текстов, когда выступаю в качестве эксперта другой литературной премии. Знаете, мне кажется, что современный герой еще не найден. Часто им становится человек из прошлого. Нам казалось, что советская эпоха закончилась навсегда. К сожалению, сегодня это возрождается, и, соответственно, интерес к такому человеку снова возник. Например, прекрасный роман Николая Кононова «Восстание» написан о человеке из прошлого. Отчасти, но несколько по-другому, это и наш герой — Венедикт Васильевич Ерофеев.
— Получая премию, в своем ответном слове вы напомнили о деле историка Юрия Дмитриева. Человека, раскрывшего массовые преступления сталинской эпохи, а теперь обвиняемого то в педофилии, то в изнасиловании. Насколько сегодня важно говорить о людях, подвергающихся преследованию за их правозащитную деятельность?
— Я действительно не ожидал этой премии, но все-таки думал, что сказать, если ее получу. У меня в списке было два имени: одно связано с Вышкой — Егор Жуков, но с ним, слава Богу, все обошлось. Нельзя сказать, что мы победили, но по крайней мере он не в тюрьме. С Дмитриевым же, на мой взгляд, просто вопиющая и страшная история. Кроме того, ему шьют совершенно позорную статью. Договорившись с другими соавторами, я понял, что скажу о нем. Не знаю, к сожалению, подействует ли это хоть немножко на тех людей, от которых что-то зависит, но надеюсь, что ситуация изменится. Кстати, мы отправили в лагерь Дмитриеву нашу книгу о Ерофееве.
Вторую премию «Большой книги» получил первый роман актера из СТИ Григория Служителя «Дни Савелия». Его же наградили в номинации «Особый почерк». Свой успех автор посвятил маме. Третий приз жюри присудило Гузель Яхиной с романом «Дети мои». Эта же книга заняла первое место в народном голосовании. Писательница поблагодарила издателей, а также свою дочку, которая с пониманием отнеслась к ее нелегкой работе. Премия «За вклад в литературу» досталась писателю Валерию Попову. Поздравляя знаменитого автора, Дмитрий Быков подарил ему двуручную пилу — как намек на рассказ лауреата «Ювобль». Везти столь необычный презент в родной Петербург Попов не решился и передал его зам. главы «Роспечати» Владимиру Григорьеву, у которого в день вручения премии как раз был день рождения.