В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка знаменитого художника Фонтаны

«Дыры» и «Разрезы»

Он тот, кто вышел за рамки картины. Не побоялся «испортить» холст. Преодолеть границы, пространство и время. Лучо Фонтана — художник с мировым именем — впервые показывается в Москве. Ретроспектива автора манифеста спационизма — направления, объединяющего живопись, звук, пространство и время, — открылась в Мультимедиа Арт Музее. Выставка готовилась год и заняла два этажа.

«Дыры» и «Разрезы»
Из серии "Разрезы".

«Пространственная концепция. Ожидание» Лучо Фонтана — красный холст с разрезами, будто от когтей Росомахи, — некогда была продана за $1,5 миллиона. Это одно из десяти самых дорогих произведений современного искусства в мире. Вариант дорогостоящего шедевра теперь можно увидеть в Москве. Исполосованное полотно 1961 года защищено ударопрочным стеклом. На выставке несколько таких особо охраняемых работ. Все из серии «Разрезы» — самой известной у художника.

Перед тем как зайти в основной зал, можно увидеть, как создавались «Разрезы», и еще один знаменитый цикл — «Дыры». На снимках 1960-х годов друга художника фотографа Уго Муласа Фонтана запечатлен за работой. Вот он — в жилетке, при галстуке, в белой рубашке с подвернутыми рукавами — медленно подходит к огромному холсту, на минуту задумывается и делает точный и быстрый разрез. Казалось бы, что сложного? Многие скажут: я тоже так могу. Однако не все так просто, ведь разрезание полотна — это не техника, а прежде всего идея. О свободе, возможности выйти за рамки картины, прорезать дыру в бесконечность. Надо понимать, во-первых, что до Фонтаны такого никто не делал, во-вторых, прорывы появились в творчестве художника на волне освоения человеком космоса (запуск искусственных спутников, Гагарин, полет на Луну). Для итальянца, который с детства размышлял на тему конечности и бесконечности бытия (с 10 лет он работал в мастерской отца, который был скульптором и делал могильные надгробия), это именно особое значение: он открыл путь в космос художественным методом.

Лучо Фонтана за работой. Фотографии его друга - Уго Муласа.

Уго Мулас вспоминает: «Эта картина (белый холст с единственным разрезом. — М.М.) помогла мне осознать, что мысленные процессы, происходившие внутри Фонтаны (и совершившиеся мгновенно — так же, как разрез), были устроены гораздо сложнее, и физический жест выражал их лишь отчасти». Проникнуть в суть «Ожидания», как сам называл свою серию художник, позволят пара десятков разрезанных и проколотых холстов. Не все они однотонные. Есть абстрактные работы, где густой слой смешанных красок создает загадочные, совершенно космические формы.

Из цикла "Разрезы".

Отдельно представлена серия распятий конца 1940-х годов. Фигуры Христа на кресте выполнены на гране с абстракцией. Вроде бы и угадывается образ распятого Спасителя, при этом он кажется очень природным, будто перед нами драгоценный камень странной формы. Еще несколько десятилетий до изобретения разрезов и дыр Фонтана получил известность смелого новатора. Как раз незадолго до создания цикла распятий он опубликовал так называемый «Белый манифест» (1946). Он говорил в нем о необходимости преодоления границ в искусстве. Слиянии живописи, скульптуры, поэзии и музыки с наукой и технологиями. О такой свободе творчества, которой мы еще не знали. Фонтана стал, наверное, вторым после Малевича, кто круто изменил курс современного искусства.

Из цикла «Распятия».

Бытует легенда, что однажды художник случайно порезал холст ножом, и тут же его осенило: это новый метод, прорыв в искусстве в прямом и переносном смысле слова. Однако не стоит полагаться на одну случайность. Путь Фонтаны к прорыву был долгий и поэтапный: он получил классическое образование (в Академии Брера в Милане), потом ушел от академизма через экспрессионизм и, наконец, открыл новые формы и идеи… К «Разрезам» он пришел, когда ему было уже под 60. Сегодня имя Лучо Фонтаны вписано в историю современного искусства золотыми буквами: без понимания его идей невозможно всецело осознать то, что происходит в культуре здесь и сейчас.

Читайте также: В Михайловском театре впервые поставили «Аиду»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28139 от 30 ноября 2019

Заголовок в газете: Лучо Фонтана разрезал Москву

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру