«История болезни, или Дневник здоровья» — не сборник инструкций по преодолению недугов. В нем есть большее — хорошее настроение, прекрасный легкий язык и адекватное восприятие «больной» темы. После прочтения у вас наверняка напишется в голове собственный дневник здоровья.
Книгу открывают детские воспоминания о болячках, через которые проходит любой ребенок. Несмотря на, казалось бы, неприятные ситуации, воспоминания эти светлые, наполненные радостью. Потому как вдруг оказывается, что они стали причиной чего-то другого, более важного: будь то встреча с незабываемой книгой, приключение, увлекательная поездка, знакомство, открытие нового в себе, людях, мире… Вместе с автором мы становимся старше и сталкиваемся с другими, более сложными ситуациями, однако позитивный настрой не покидает.
О том, как правильно воспринимать болезни, как превращать их в прекрасные воспоминания и научиться разговаривать со своим организмом, мы побеседовали с писательницей Алисой Даншох.
— Ко всем своим приключениям со здоровьем вы относитесь как к симпатичным воспоминаниям. В нашей стране чаще иное отношение: люди жалеют себя, впадают в депрессию, падают духом. Что бы вы им посоветовали?
— Жалость к себе вполне естественна. Многие неприятности, особенно с весом, связаны с жалостью к себе. Если ты хочешь побороть недуг, любую неприятность, нужно мыслить позитивно. Настрой на победу очень важен. В книге есть серьезная глава «Тест на выживание», связанная с моими собственными болезнями. Если бы не твердая уверенность, что я должна победить, все совершенно иначе могло бы закончиться.
Как этого достичь? Тут нет одного совета. Нужно с собой работать. Меня учили это делать два замечательных доктора — представитель традиционной китайской медицины и остеопат: оба посоветовали мне разговаривать с собственным телом, уметь найти подход к нему. Это серьезный собеседник.
Психотерапевтическая работа — это разъяснение, почему твой организм должен хорошо функционировать. Из названия книги и предисловия следует, что здоровье и нездоровье — такие близкие вещи, что иногда не чувствуешь разницы между ними. Нужно жить с ощущением, что любое нездоровье — твой сиамский близнец, и его нужно настроить на здоровье.
— На сколько процентов наши болезни — это психосоматика?
— Многое зависит от генетики, от образа жизни, от каких-то эпидемий и трагических происшествий, которые тебе не подвластны. Но каждодневная жизнь во многом определяется именно тобой. Например — мытье рук. Многие люди даже не подозревают, насколько важно тщательно мыть руки и соблюдать элементарные правила гигиены. Это должно идти из детства. А еще — правильный рацион. Речь не о диетах — я против них: организм сразу начинает защищаться, после диет быстро набирается вес. Речь о том, что нужно твоему организму. Это правильное отношение к питанию, позитивный настрой. Движение. Нужно носить себя, подавать: спина прямая, плечи опущены, идешь с гордо поднятой головой. Ощущение себя здоровым человеком очень важно.
— Последнее время стало модно заниматься спортом, правильно питаться, не курить. Есть ли у вас история про это, не вошедшая в книгу? Как вы относитесь к этой тенденции, ведь и тут случаются перегибы?
— Об этом будет во второй части книги, над которой я сейчас работаю. «Долгая дорога в страну возрастных изменений» — там я подробно останавливаюсь на проблеме питания. Нельзя жить в вакууме. Иногда можно и даже нужно выпить. Но с умом, без чрезмерности. Иногда можно съесть что-то вредное, но это не должно превратиться в повседневное нарушение. Для нас это праздник, а для организма — стресс. Да, сейчас стало модно заниматься спортом. Но не каждый может позволить себе фитнес, зато каждый может позволить ежедневную 40-минутную прогулку. Нужно правильно оценивать возможности своего организма. Знать свои слабые места. Надо время от времени делать анализы, проходить ежегодное обследование.
— Какое ваше самое любимое воспоминание, связанное с болезнью?
— Когда мне было лет 11–12, я болела корью, лежала под цветущими майскими вишнями на раскладушке в староарбатском дворике с томом Диккенса. Я читала, обливалась слезами, и чувствовала блаженство. Меня определяли туда в течение нескольких дней, была хорошая погода, это счастливое воспоминание. Много было неприятных моментов, связанных с нейродермитом. Мешало ли это в жизни? Да, конечно. Порождало и неуверенность в себе. Но все равно надо жить, работать, радоваться. Еще у меня с детства не в порядке колени. Первый раз, когда я попала в археологическую экспедицию в 16 лет, они начали болеть. С тех пор я знаю, что мне не надо жить в палатке. Но это не мешало мне заниматься спортом и много ходить. Это уважение к своему организму.
— Вы не называете свой возраст, но вашему сыну уже 40, так что читатель сам может сделать выводы. А на сколько вы себя чувствуете?
— Отвечу цитатами из Оскара Уайльда. «Во всех случаях жизни мне 30, и 29 — при свете розового абажура». Вторая цитата, которая мне очень нравится: «Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст». Многие люди моего поколения чувствуют себя молодыми, и некоторые попадают в смешную ситуацию. Нужно чувствовать себя молодой, но смотреть на себя объективно. Соединить вместе свой биологический возраст и свое ощущение себя — это искусство. Искусство взрослеть. Об этом будет следующая книга. Все пишут, как оставаться молодым, а я напишу о том, как правильно стареть. Как правильно двигаться по этой дороге возрастных изменений.