"Золотая маска" объявила лауреатов: феминизм, эксперименты и семейные драмы

Александр Кибовский: «Надо разглядеть талант за пределами МКАДа, а дело наше, чиновничье, не навредить»

Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска», перешагнув четвертьвековой рубеж, в 26-й раз объявил внушительный список номинантов. В лонг-листе оказалось свыше 100 спектаклей, многие из которых установили своеобразные рекорды «маски». Подробнее о нововведениях, расширенной географии и фаворитах — корреспонденты «МК».

Александр Кибовский: «Надо разглядеть талант за пределами МКАДа, а дело наше, чиновничье, не навредить»

Традиционная пресс-конференция собрала в президиуме основных лиц (или их замов) руководящего состава фестиваля: президента Игоря Костолевского, генерального директора Марию Ревякину, министра культуры Москвы Александра Кибовского, председателей экспертного совета Дину Годер и Анну Гордееву, а также зама председателя СТД Дмитрия Мозгового.

После скандального выхода Минкульта РФ из состава организаторов в прошлом году партнерам «маски» этого созыва уделяется особое, почти 20-минутное значение. И только после перечисления генеральных, ювелирных, алкогольных, металлургических и прочих важных друзей можно переходить к важным участникам.

Всего эксперты отсмотрели на видео и вживую 722 драматических спектакля из 215 городов и 386 музыкальных из 75 городов России. В лонг-лист вошло 110 спектаклей: 81 драматический и 29 музыкальных соответственно. Дополнительный вес и без того внушительным цифрам добавляют 10 сопутствующих проектов, среди которых Детский Weekend, русско/зарубежные гастроли лучших спектаклей, образовательные программы, а также онлайн-трансляция в кинотеатрах и на платформах партнеров.

Александр Кибовский не раз подчеркнул, что «Москва — крупнейший театральный мегаполис», и даже цифры привел: «Около 250 театров в России, 16 из которых федеральные, а еще 82 поддерживаются Департаментом культуры». А существует все это великолепие ради «творческого неупокоения», и главной задачей экспертного совета, по мнению министра, является «разглядеть талант за пределами МКАДа, а дело наше, чиновничье, не навредить».

Перечислять здесь список всех номинантов не имеет смысла: он слишком велик, но можно отметить интересные тенденции, которые сложились за время прошлого сезона. Во-первых, все масштабнее представлен экспериментальный театр. Целых 11 спектаклей. Среди них городская бродилка мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», спектакль с элементами квеста «Время, которое», который рассчитан на одного слушателя, а также судебный процесс «Пожалуйста, дальше (Гамлет)», где сам зритель решает, виноват ли принц датский.

Во-вторых, режиссеры все молодеют, и в профессию все чаще приходят женщины, многие из которых ставят про наболевший феминизм. Например, «28 дней» Светланы Михалищевой в Театре.doc. Семейная тема во всем своем богатом разнообразии штурмом берет большие формы репертуарных театров. «Отцы и дети», «Гроза», «Васса Железнова», «Анна Каренина», «Господа Головлевы» — это еще неполный список произведений, которые в огромном количестве ставятся на самых разных площадках страны.

Появились города, которые раньше вообще не считали театральными. Например, Тольятти и Йошкар-Ола. В процентном же соотношении, конечно, лидером по числу лауреатов остаются московские театры (32%), затем Питер (26%) и региональные труппы (42%). Из драматического конкурса большинство номинаций у пермского театра «Театр» и санкт-петербургского БДТ, а также у спектаклей «Иранская конференция» и «Стиляги» в Театре Наций.

В области балета абсолютным лидером по числу номинаций идет худрук балетной труппы екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» Вячеслав Самодуров и его постановка «Приказ короля». Самодуров — давний любимец экспертов «маски», чемпион по количеству попаданий в шорт-лист и побед на этом фестивале, поэтому ничего удивительного в количестве номинаций (а их целых 9!), разумеется, нет. Это не реанимация одноименного старинного балета Мариуса Петипа, от которого практически ничего не сохранилось, а абсолютно новое произведение, с новой музыкой (за ее сочинение в номинацию попал композитор Анатолий Королев), новыми декорациями и даже новым либретто.

Вслед за этим балетом по количеству выдвижений (их 7) идет «Баядерка» Пермского театра оперы и балета. Этот классический балет Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани, что и по сей день идет в Мариинском театре.

В лонг-листе «Маски» и оригинальный балет Алексея Мирошниченко «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова с участием мировых звезд — Дианы Вишневой и Марсело Гомеса (ни один из этих артистов в номинацию почему-то не попал). В числе 6 номинаций, по которым выдвинут этот балет, сам Алексей Мирошниченко как хореограф, а также его постоянная команда — Альона Пикалова и Татьяна Ногинова — за потрясающей красоты костюмы и декорации.

Естественно, попал в лонг-лист «Маски» и Большой театр — у него 17 номинаций (!) за 5 спектаклей (2 оперы и 3 балета). В их числе «Парижское веселье» (4 номинации) легендарного хореографа XX века Мориса Бежара и «Зимняя сказка» (5 номинаций) англичанина Кристофера Уилдона. Сравнительно маленькое по сравнению с пермским и екатеринбургским театрами количество номинаций объясняется просто: это переносы знаменитых спектаклей на сцену главного театра страны, и по правилам «Золотой маски» вся постановочная команда (хореографы, авторы сценографии и костюмов и др.) в таком случае на театральную премию не номинируется. Зато Большой стал абсолютным лидером по числу выдвинутых за роли, исполненные в этих балетах, артистов — их целых пять (Игорь Цвирко и Георгий Гусев — за «Парижское веселье»; Артем Овчаренко, Евгения Образцова и Давид Мотта Соарес — за «Зимнюю сказку»).

Не остался обделенным номинациями и Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Поставленный на сцене этого театра балет Андрея Кайдановского «Пижамная вечеринка» по недоразумению попал в число номинантов как балетный, а не как современный спектакль. В этой номинации числится знаменитый, но уже эстетически устаревший балет «Свадебка» Анжелена Прельжокажа, но не замеченным остался другой балет, вошедший в одну программу одноактных балетов вместе со «Свадебкой» — «Прогулка сумасшедшего» Йохана Ингера. Такое решение экспертного совета вызвало больше всего вопросов у критического сообщества.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру