БГ действительно никогда, или редко когда, писал и пел «про политику», что называется, в лоб. Разве что «Поезд в огне» с альбома «Равноденствие» (1988) считается наиболее прямолинейным произведением, где фраза «Мы ведем войну уже семьдесят лет» «совпала» с 70-летием Великого Октября и однозначно воспринималась слушателями как выпад в адрес загнивающего большевистского режима и загибавшегося тогда СССР, который так и не дожил до своего семидесятилетия в 1992 г.
В следующий раз, согласно «аквариумной» историографии, БГ «не выдержал» в 2014 г., когда заполыхала война с Украиной, и песня-боль «Любовь во время войны» окропила слезами рок-гуру кровавые поля сражений бывших «народов-братьев»: «Скоро патроны начнут взрываться у них прямо в стволах».
Однако «пародийная ода» «Вечерний М» пробила все прежние планки гребенщиковской прямолинейности, символизма и условностей. Почти текстом газетной передовицы автор клокочет: «Он все, что закажут, расскажет, и ответит на каждый вопрос… И когда гопота распинает Христа, он объяснит, отчего Христос — враг». Ощущение, что даже невозмутимого и отстраненного от «мерзких реалий бытия» БГ что-то допекло и достало настолько сильно, что даже он уже не смог молчать и сорвался на «куплеты».
Наблюдатели провели также параллели с творчеством другого рок-гуру — Андрея Макаревича, который поднаторел именно на злободневных куплетах еще с альбома «Хроника текущих событий» 2013 г. и с тех пор регулярно балует поклонников едкими и критическими зарисовками на злобу дня, чем страшно нервирует ура-патриотов и госпропаганду.
«ЗД» поинтересовалась мнением Андрея Макаревича о новом вирше коллеги Гребенщикова. Рок-мэтр, как всегда, любезно не отказал нам в ответе:
— Боря — молодец! Он довольно редко, но очень ярко позволяет себе подобные песни с открытым текстом, которые, в общем, ему не свойственны. Для того чтобы песня «выстрелила», надо, чтобы степень раздражения автора совпала со степенью раздражения миллионов людей, его окружающих. Тогда происходит колоссальный резонанс. Три или четыре года назад я написал песню про этих же самых молодчиков — «Четыре неразлучных таракана и сверчок», это была пародия на детскую песенку, но тогда, видимо, это раздражало меня одного и, может, еще группку гнилых интеллигентов, поэтому песня прошла незамеченной. Смешно бы было вывести ее сейчас повторно. Что я, кстати, сделал с «Омоновским вальском», который тоже был написан четыре-пять лет назад и прошел незамеченным. А когда я его вывесил во время событий «московского дела», то все решили, что я его только что написал. На самом деле с песнями такое происходит постоянно, в какой-то момент они начинают резонировать с обществом…
На вопрос: «Хорошо это или плохо для творчества, когда даже большим художникам приходится, чуть ли не вынужденно, высказываться о текущем моменте?» — г-н Макаревич заметил: «Ничего плохого для творчества я здесь не вижу. Для людей хорошо, пусть в очередной раз репу почешут… А от неожиданных людей, возможно, появятся неожиданные шедевры».