За 30 минут до открытия. Галина Борисовна за овальным столом в «предбаннике» перед сценой, которая после реконструкции театра имеет вполне себе респектабельный вид. Ее помощница Екатерина приносит привет из США.
— Это от кого? — интересуется Волчек.
— Это актриса Элеонор Харис, помните ее? Она у вас в «Эшелоне», в Хьюстоне играла.
— Еще бы мне не помнить, — говорит Галина Борисовна. — Она из тех, кто очень старалась постичь всё русское, чтобы достоверно сыграть роль, которую у нас в театре играла Лиля Толмачева. Так вот эта Элеонора и борщ варила, и стены русскими открытками обклеивала.
Распаковывают плоский подарок: оказывается кожаная синяя небольшая сумочка, на которой написано: «Одна из миллиона». Символичная надпись для Волчек. А тем временем в фойе собираются артисты, у кабинетного рояля какой-то музыкант лихо наигрывает джаз, щелкают фотокамеры. В их объективы попадают в основном молодые артистки — Даша Белоусова, Елена Козина, Вика Романенко — красивые, отдохнувшие. Актеры быстро заполняют зал, и вот уже въезжает художественный руководитель, и минут 5 сотрудники театра не могут прорваться через толпу фото- и телевизионных операторов. Наконец Волчек берет слово. Речь ее будет краткой — всего 10 минут. Сначала она вспомнит о возвращенцах, то есть о замечательных актерах, которые на какое-то время в силу разных причин выпали из труппы — Людмиле Крыловой, Елене Козельковой. А чуть позже к ним присоединится другая «возвращенка» — из молодых — Клавдия Коршунова.
— Очень приятно, когда не уходят, а возвращаются, — начинает Волчек. — Я вот что хочу сказать: я вас всех очень люблю, ждала этой встречи, все лето со своими помощниками о вас обо всех и о каждом в отдельности мы так или иначе вспоминали.
Ну а дальше в 10 минут она уложила, наверное, самое главное, что можно назвать ее программным выступлением, перечислив пункты. Первое — не верить слухам, «связанным с пожилым возрастом руководителя». «Летом я болела, была в больнице, наверное, отболела за всю жизнь». Второе — все «мы — стена и если это понимаешь, то легче жить, справиться с трудностями, невзгодами. Ничего не страшно, кто бы ни пришел». Третье — она обращается к труппе с просьбой «найти того человека, который мог бы, как я, здесь быть день и ночь, решать проблемы, жить жизнью театра. Я всегда буду рядом, дверь в мой кабинет будет открыта, как бы ни запрещали мне работать врачи. И как бы этот человек ни назывался (это не имеет значения), я буду ему помогать во всем».
В этот момент труппа слушает так внимательно, как будто не дышит. А Волчек продолжает:
— Вы все так выросли за эти годы, я могу на вас надеяться, я знаю, что вы не подведете и не предадите то, ради чего мы работаем и живем.
Это действительно звучит как программа, в какой-то степени как гром среди ясного неба, но всё, что она говорит, продумано, взвешено каждое слово, фраза. Она не объявляет об уходе — так нельзя трактовать и понимать ее слова ни в коем случае, но именно у труппы Галина Волчек ищет поддержки и просит помощи в том, чтобы найти преемника.
В заключение Сергей Гармаш объявляет о планах Современника на новый сезон. Известный режиссер из Израиля Евгений Арье будет ставить «Папу» по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера. Его пьесы идут не только во Франции, но и по всему миру, включая Бродвей и Вест-Энд. В главных ролях — сам Сергей Гармаш и приглашенная для работы в этом спектакле актриса Виктория Толстоганова. Премьера планируется на вторую половину января будущего года.
Следующая премьера — «Крум» израильского драматурга Ханоха Левина. Пьесу ставит выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Андрей Маник, учившийся у Евгения Каменьковича. В Современнике его режиссерский эскиз «Свидетельские показания» уже превратился в полноценный репертуарный спектакль. В главных ролях — Елена Козина, Клавдия Коршунова, Полина Рашкина, Илья Древнов, Николай Клямчук, Александр Хованский и другие.
А вот «Иностранку» по прозе Сергея Довлатов выпустит другой молодой режиссер Айдар Заббаров, чья постановка «Соловьев и Ларионов» с успехом второй сезон пойдет на Другой сцене Современника. Свою новую работу он поставит уже на Большой сцене.
В ноябре Современник отправляется на гастроли в Узбекистан: в Ташкенте в молодежном театре и в театре им.Алишера Навои сыграет свои «Три сестры» и «Неформат».
Свой 64-й сезон «Современник» по традиции открывает спектаклем «Три товарища».