27 сентября в Харбине состоялся торжественный прием по этому случаю. В роскошном зале, украшенном белыми цветами и принадлежащем Лю Мин Сю — китайскому галеристу и давнему другу фестиваля, с 17‑летним стажем, собрались ныне действующие чиновники провинции Хэйлунцзян (за отдельным столом), а также бывшие (за другим столом), деятели культуры Китая и российская делегация. Одни не говорили по-русски, другие по-китайски, но это, как ни странно, не мешало дружескому общению. Встречали нас «Священной войной» («Вставай, страна огромная») и «Подмосковными вечерами».
В нашем присутствии вручили премию, название которой наши китайские друзья и забавно перевели как премию нового режиссера фестиваля «Амурская осень», популярной в Харбине телеведущей Юань Синь. Выпускница филологического университета, она получила образование в Пекинском киноинституте, и теперь ее называют китайским режиссером национального уровня, хотя, возможно, все это трудности перевода, с которыми сталкиваешься на каждом шагу. Она сняла 15‑минутный игровой фильм «Поиск» о матери-одиночке, воспитывающей сына, страдающего аутизмом. В какой-то момент нервы сдают, и она оставляет мальчика одного в метро. А потом, придя в себя, начинает поиски ребенка. «Поиск» показали и в Благовещенске, и представляла его Юань Синь.
В праздничной церемонии участвовал и Генеральный консул РФ в Харбине Владимир Ощепков. Совсем недавно там открылось российское консульство. Торжество сопровождалось национальным угощением, в меню значились, к примеру, «старосветская поджаренная курица», «одна тарелка маленького хвороста для официальных приемов».
Харбин, основанный в 1898 году русскими, в 1920–1950‑е был центром нашей эмиграции. Там жили Колчак и Вертинский. Последняя представительница той эмиграции — Ефросинья Никифорова, которую мы еще застали, умерла, когда ей было за 90. В центре Харбина до сих пор стоит православный Софийский собор, где давно некому отпевать усопших. Центральную улицу Харбина, где останавливался Шаляпин и жил Вертинский, где родилась его дочь — актриса Марианна Вертинская, называют Арбатом. С балкона так называемого шаляпинского дома и теперь выступают русские музыканты в вышиванках. В Харбине есть русское кладбище, где лежат прежние русские.
Путь наших кинематографистов изначально лежал в бывший Порт-Артур (Люйшунь, который в 1960 году был присоединён к городу Далянь), в Даляньский университет иностранных языков. Добирались на двух поездах, автобусах, пароме через Амур. Показали там короткометражные работы — российские и китайские, снятые режиссерами Шанхайского киноинститута. В «Старом вояке» Сергея Батаева последнюю роль сыграл Владимир Этуш, а награды удостоилась актриса Ольга Тумайкина. Выпускник операторского факультета ВГИКа Владислав Баханович за кинодебют «Мясорубка» отмечен как лучший режиссер.
В «Молодоженах» Анны Трескуновой одну из ролей сыграла ее мама — астролог и телеведущая Тамара Глоба, как выяснилось, 13 лет проработавшая на «Леннаучфильме» ассистентом режиссера. А продюсером стал брат Анны — Борис Глоба. Всей семьей они и побывали в Даляне. Награду за «Молодоженов» отдали исполнившему главную роль Илье Оболонкову. «Между небом и землей» Андрея Мышкина и продюсера Сергея Новожилова китайские зрители назвали лучшим фильмом: «Золотого трепанга» получил исполнитель главной роли Максим Колосов.
Вход на красную дорожку открывал щит с изображением храма Василия Блаженного. Россию представляли в праздничном концерте главным образом артисты Амурской филармонии — уже у третьего губернатора ее руководство выпрашивает концертный рояль.
Преподаватели Даляньского университета организовали «круглый стол», где продемонстрировали интерес к нашему кино, особенно советскому. Как выяснилось, кое-кто видел «Дурака» Юрия Быкова, а фильмы Рязанова «Служебный роман» и «Ирония судьбы» любят до сих пор.
Еще до вояжа в Китай в рамках фестиваля в Амурском краеведческом музее им. Новикова-Даурского открылась персональная выставка китайского художника Ли Фуцая из знаменитого Сианя, славного терракотовой армией. Он привез в Благовещенск более 50 работ, выполненных в технике гохуа. Это китайская живопись минеральными и растительными водяными красками, черной тушью на шелковых и бумажных свитках, веерах, альбомных листах и экранах.
Ли Фуцай впервые приехал в Россию. У каждой его работы — нетривиальное название, например, «Жизнь таяния в земле». Китайские гости, присутствовавшие на вернисаже, скандировали: «Китай! Русский! Дружба».