Минуя проходную «МК» и ожидая подходящего лифта, невозможно не обратить внимание на памятные доски, расположенные на большой стене. На них имена журналистов, писателей, поэтов, сотрудничавших в газете за всю её почти столетнюю историю. Теперь среди этих имен — Осип Мандельштам. Вот почему сегодня здесь непривычно многолюдно. Выразить Мандельштаму свою любовь пришли не только наши корреспонденты, фотографы и операторы, но и молодые таланты из Московского театра Поэтов под руководством Влада Маленко, и представители Мандельштамовского общества. Теплые слова прозвучали и от первого секретаря Союза журналистов Москвы Людмилы Щербина. Открыл же торжественную церемонию главный редактор «МК» Павел Гусев.
- Для нас сегодняшний день важная веха. Ещё недавно мы открывали мемориальную доску Михаилу Шолохову, который все свои первые произведения напчетал в нашей газете. Вообще же, можо назвать десятки имен выдающихся авторов, которые сделали свои первые шаги здесь. Потому мы и приняли решение увековечить память Осипа Мандельштама — великого русского поэта, который также работал в «Московском комсомольце».
Документальное потверждение этого этапа жизни и творчества великого поэта сохранилось на уникальной фотографии 1929 года, запечатлевшей Мандельштама в окружении редакции «МК». Исторический снимок вручил Гусеву Председатель Мандельштамовского общества Павел Нерлер. Он и рассказал историю пребывания поэта в «Московском комсомольце», который помог ему найти постоянную работу в непростых условиях советской действительности. Одним из ярких отражений той поры стало стихотворение «Квартира тиха как бумага...», которое Нерлер и прочёл.
Квартира тиха, как бумага,
Пустая, без всяких затей,
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.
Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.
А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
И я как дурак на гребёнке
Обязан кому-то играть.
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни бойчей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозные баюшки-баю
Колхозному баю пою.
Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.
Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель,
Такую ухлопает моль.
И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намёк,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.
Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать -
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.
И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвётся в халтурные стены
Московского злого жилья.
Поэтическую часть продолжили представители Московского театра Поэтов: Вероника Эйдлин, Анна Чепенко и Арина Чеканова прочитали как свои стихи, так и шедевры мандельштамовской лирики: «Бессоница. Гомер. Тугие паруса..», «За гремучую доблесть грядущих веков..», «Скрипачка». Удивительно, насколько современно звучат эти гениальные стихи, наполненные невероятной метафоричностью и музыкой. С ними будто вступают в диалог творения самих юных поэтов, навеянных вечными строчками.
Арина Чеканова
Бессонница
Бессонница, Гомер, прочитанный билет...
Ловлю забытый сон сквозь голубые перья.
Подаренный ловец творит одно движение,
И голова летит на первобытный свет.
Вмиг ставшая слепой, касаюсь паутины.
По ниточкам бегу под звездною рваниной,
Чтоб сблизиться с родной тринадцатой квартирой,
Как изгнанный Эдип, найти свои Афины.
Бессонница, метро и очереди в Дикси.
Я вспомню Новый год, купив два мандарина.
А дальше из зимы и давки магазина
Меня несут к тебе одни и те же мысли.-
Объятие души!-
мне большего не надо.
Сильней всего слова и музыка от боли.
Как роща Эвменид-подъезд, за дверью- воля.
И странная любовь на выходе из сада.
Бессонница, Гомер, прочитанный билет...
Ловлю забытый сон сквозь голубые перья.
Подаренный ловец творит одно движение,
И голова летит на первобытный свет.
Антон Кобец
Бог обитает в Кремле,
Русский Бог, получивший гражданство.
Пусть поэты, болтаясь в петле,
Прекращают борьбу и жеманство.
Русский Бог обожает стрелять,
Он всегда попадает в мишени,
Так хоронит Есенина мать,
А Цветаеву ждут унижения.
Русский Бог почему-то грузин,
Он впечатался в Русь как штамп,
Он убийца и список длин,
Сохрани же их прах Мандельштам.
- Мандельштам один из моих любимых поэтов — говорит Кобец корреспонденту "МК" — мне близка его метафорика и скрытая страсть. Его сложный язык ближе мне, чем более простая поэтика. Поэтому для меня очень ответственно и радостно было поучаствовать в открытии мемориальной доски Мандельштаму.
В свою очередь Анна Чепенко вспомнила, что когда-то училась на художника по костюмам и им дали задание стилизации съёмки под поэтов Серебряного века, и ей достался Мандельштам. «Я сначала расстроилась, потому что хотела изображать Цветаеву или Маяковского, а потом погрузилась в творчество Мандельштама и нашла в нем огромную поддержку для читателя, для веры, борьбы и правды. С тех пор, он для меня проводник в настоящей поэзии».
Арина Чеканова сравнила стихи Мандельштама с мёдом. «У него есть строчки: «Возьми на радость из моих ладоней, / Немного солнца и немного меда...». Помню, когда в детской театральной студии мы читали Мандельштама. Это было для меня как первая любовь. Ощущение этого мёда, золотой осени, когда свершается что-то яркое и прекрасное».
Память об Осипе Мандельштаме найдёт отражение и в книге, которая будет посвящена столетию «МК», празднуемого в этом году.
Александр Трегубов
Знаменитый поэт Осип Мандельштам работал в штате редакции московской молодежной газеты с осени 1929‑го. Тогда было принято решение возобновить выход «молодежки», закрытой весной 1928 года, и дать ей новое название — «Московский комсомолец».
Как считают некоторые исследователи, Мандельштам появился в редакции «МК» благодаря протекции члена ЦК и Политбюро партии Николая Бухарина. Нового сотрудника определили в отдел литературы и искусства и поручили ему подготовку материалов для регулярной «Литературной страницы». В качестве литсотрудника «МК» Мандельштам активно взялся за привлечение к публикации на страницах молодежной газеты лучших советских писателей и поэтов того времени.
Увы, тот период жизни «молодежки» оказался коротким: первый номер «МК» вышел 1 сентября 1929 года, а 18 января 1930‑го «сверху» распорядились редакцию распустить. Именно этот 4–5‑месячный период и стал в биографии «Московского комсомольца» «мандельштамовским».
Александр Добровольский