Отделанный в красно-золотых тонах зрительный зал исторического здания Большого сияет белизной и позолотой. Помимо работников театра здесь под завязку телекамер. В зале — звезды театра, но Светланы Захаровой среди них нет. Хотя главную балерину страны заочно поздравляют с вручением ордена за заслуги перед Отечеством IV степени.
В 14.02 в зал вошли генеральный директор Владимир Урин, музыкальный руководитель театра Туган Сохиев и руководитель балетной труппы Махар Вазиев. С ними — зампредседателя правительства Ольга Голодец, замминистра культуры Павел Степанов и спонсоры театра. Садятся в первый ряд. Гендиректор командует: «Кино!» — и на большом экране по укоренившейся 5 лет назад традиции Большой вспоминает сезон минувший. События уместились в 20-минутный кинокапустник производства супруги гендиректора и начальника отдела перспективного планирования Ирины Черноморовой: нарезки кинохроники 243-го сезона под озвучку из советских мультиков, комедий и киносказок.
Далее шло представление принятых в труппу молодых артистов. В балет приняли как никогда много — 15 танцовщиков из Московской и Вагановской академий, Пермского хореографического училища, училища «Гжель» и училища Лавровского.
Итак, планы таковы… Первой премьерой Большого в этом сезоне станет опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению Пушкина в постановке Тугана Сохиева (дирижер-постановщик) и Алексея Франдетти (режиссер-постановщик). Она приурочена к юбилею Римского-Корсакова, которому в этом году исполняется 175 лет. К этой же дате в афише появится и другая знаменитая опера композитора — «Садко», которую поставит ни много ни мало Дмитрий Черняков. Известный оперный режиссер сам выбрал название и выступит тут еще и сценографом.
Надо сказать, что в предстоящем сезоне главный акцент делают на русскую музыку: в концертном исполнении в новом сезоне прозвучат оратория «Иван Грозный» Прокофьева и «Мазепа» Чайковского (за пультом Туган Сохиев). Из других оперных планов: «Дон Жуан» Моцарта (режиссер-постановщик Семен Спивак) и совместная постановка Большого театра и Экс-ан-Прованса — опера Пёрсела «Дидона и Эней» начинающего режиссера Винсента Хуге.
В балете руководству Большого делает ставку на новые постановки, созданные специально на артистов театра. Так, три одноактных балета на музыку российских композиторов публике представят Вячеслав Самодуров, Антон Пимонов и премьер Большого театра Артемий Беляков, начинающий пробовать себя в роли хореографа. Театр заказал последнему постановку на музыку Глазунова «Времена года». Все работы покажут в один вечер. В программу в том числе войдет и балет, который был заявлен еще на прошлый сезон и назван по фамилиям его главных создателей — «Красавин-Самодуров». Теперь его переименовали в «Танцеманию». Самодуров — хореограф сейчас очень известный и модный, неоднократный лауреат конкурса «Золотая маска». Что касается композитора Юрия Красавина, то его музыка уже однажды предполагалась при постановке балета «Герой нашего времени», но тогда режиссер Серебренников настоял на Илье Демуцком, так что новый балет, условно говоря, — некая компенсация композитору.
Другой постановщик этого вечера, Антон Пимонов, является сейчас замом худрука Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслава Самодурова, так что, видимо, будет создавать для Большого балет под присмотром своего шефа. Больше года назад в проекте «Пьеса для него» он уже ставил в Большом одноактный балет. Его новая работа — балет на музыку Анатолия Королева — будет называться «Сделано в Большом». Вечер из трех балетов намечен на конец марта, а первая балетная премьера в Большом состоится уже в ноябре. Нам покажут «реконструкцию» классического балета XIX века «Жизель», заказанную Алексею Ратманскому; художник Роберт Пердзиола — его сценография будет сделана по мотивам декораций Бенуа.
Но главный эксклюзив наступившего сезона — новый полномасштабный сюжетный спектакль по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на музыку Шостаковича и Шнитке. К созданию балета о похождениях Дьявола в Москве в Большом еще лет 30–40 назад приступал сам Юрий Григорович. Поговаривали даже, что ему почти удалось поставить первый акт, но потом с «Мастером и Маргаритой» как всегда (такова уж мистическая судьба этого произведения) что-то пошло не так, и вскоре великому балетмейстеру вообще пришлось покинуть труппу.
Постановщиком нового спектакля станет худрук Словенского национального театра в Мариборе Эдвард Клюг. В прошлом сезоне он успешно поставил для балетной труппы Большого «Петрушку», и вот теперь следует продолжение его сотрудничества с театром и новая мировая премьера. Оформлять спектакль намерен постоянно сотрудничающий с Клюгом художник Марко Япель, который делал с ним (и сделал роскошно) и «Петрушку». Премьеру приберегли для мая. «МК» первым постарался задать вопросы руководителю балета Махару Вазиеву, потому что кому же, как не ему, знать тайны «мадридского двора».
— Эдвард Клюг нам уже показал макет, рассказал свою концептуальную идею, как он собирается ставить этот новый проект. Сложно забегать вперед, поскольку еще есть время, и наверняка он будет что-то корректировать. Но хочется всегда надеяться, что это будет интересная работа. Я думаю, вряд ли сегодня найдется человек, который априори будет говорить, что это будет удача.
— Не боитесь «Мастера и Маргариту»? Ведь кто бы ни брался, говорят, что с этого момента начинается чертовщина. Вот и Григорович не смог осуществить замысел до конца…
— Я думаю, дело не в том — боимся или не боимся. Я боюсь в работе только одного: не пропустить человека талантливого. Вот это самое страшное, что может быть. Все остальное — это творческий процесс. Мы руководствуемся совершенно иными категориями.
— На роль Маргариты уже есть какие-то прикиды?
— Да, безусловно, существуют некие предварительные предпочтения. Но я думаю, немножко рановато о них говорить — еще много времени, поэтому я не стал бы сегодня говорить об актерах, кто будет участвовать в этой работе.
— Будет ли участвовать в спектакле главная прима Светлана Захарова?
— Я бы очень хотел этого — чтобы участвовала и Светлана Захарова, и другие ведущие солисты. Но проблема заключается в том, что, когда мы говорим о новой работе, всегда надеемся на то, что будут новые открытия. И необязательно это должно выражаться в статусе. В этом особый интерес, и я уверен, что так и произойдет.