Вполне вероятно, что именно по этой причине картина Полански занимает ведущие позиции в рейтинге критиков, все хотят поддержать отсутствующего на фестивале режиссера, защитить от феминистских нападок. Так что, возможно, председатель жюри решит наградить «Я обвиняю» только ради того, чтобы отвести обвинения в предвзятости в свой адрес.
Еще один лидер — экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден» итальянского режиссера Пьетро Марчелло. Вдохновил его одноименный советский телеспектакль Сергея Евлахишвили 1976 года с Юрием Богатыревым и Ириной Печерниковой в главных ролях. Пьетро Марчелло заставил и своих артистов его посмотреть, что они и сделали, причем без субтитров, которых просто нет. Результат просмотра превзошел все ожидания. Одна из актрис так увлеклась, что посмотрела другие работы Юрия Богатырева. Цепочка потянулась к Никите Михалкову и его «Неоконченной пьесе для механического пианино», которая произвела не нее неизгладимое впечатление. Кто-то начал смотреть Тарковского.
Пьетро Марчелло — удивительный человек, давно увлеченный российской культурой, знающий ее лучше многих русских. В 2015 году он участвовал с картиной «Потерянный и красивый» в конкурсе фестиваля в Локарно, где тогда проходила ретроспектива Марлена Хуциева. Пьетро, восхищенный его картинами, специально приходил, чтобы познакомиться и пожать ему руку. А на Венецианском кинофестивале Пьетро когда-то представлял свой документальный фильм «Молчание Пелешяна» о российском документалисте Артавазде Пелешяне. В «Мартине Идене» звучит музыка Олега Каравайчука, которая запомнилась ему в ленфильмовском «Монологе» Ильи Авербаха, снятом в 1973 года. Была целая эпопея с тем, чтобы вальс использовать в «Мартине Идене». Важно было и то, чтобы Мартин Иден, придя в кино с возлюбленной, смотрел на большом экране фильм «Познавая белый свет» Киры Муратовой, которая успела дать ему добро на использование небольшого фрагмента.
События в «Мартине Идене» намеренно происходят непонятно когда, поэтому допустимы вольности в использовании костюмов, деталей эпохи. Но при этом все происходит в Италии. На главную роль приглашен суперпопулярный в Италии актер Лука Маринелли, снимающийся в сериалах и живущий с недавних пор в Берлине. Ему тоже предстояло сверять своего героя с тем образом, который создал Юрий Богатырев. Но он давно мечтал поработать с Пьетро. А режиссер долго искал актеров, более того, исполнительница главной женской роли подбиралась таким образом, чтобы походила на Ирину Печерникову. Так и получилось. Собственная жизнь режиссера чем-то напоминает путь Мартина Идена. Он из семьи моряка, рано ушел из дома и начал самостоятельную жизнь. Кем только не работал, даже ночным смотрителем острова Клементина, и всего в жизни достиг сам.
Еще одна конкурсная картина, напомнившая о существовании России на кинематографической карте, — «Раскрашенная птица» чешского режиссера Вацлава Маргула по одноименному роману Ежи Косинского. В картине использован межславянский язык, или, как его тут называют, — руссо эсперанто, и был приглашен специалист в этой сфере. На этом необычном языке, легко воспринимаемом нами на слух, заговорили с переменным успехом звезды мирового кино Удо Кир и Харви Кейтель. Стеллан Скарсгард в основном кивал головой в небольшой роли немецкого солдата, который пожалел еврейского мальчика, не расстрелял, отпустил на все четыре стороны. Война показана глазами шестилетнего ребенка, оставшегося сиротой, которому жизнь, кроме побоев и издевательств, ничего не дала. Священник направляет его на жительство к педофилу, потом белокурая красавица заставляет ребенка заниматься сексом. Его называют вампиром и отовсюду гонят. Славянский мир предстает нагромождением ужасов. В этом темном царстве едва ли не единственным приличным человеком оказывается советский боец в исполнении Алексея Кравченко. Он сделает мальчика сыном полка. Другого русского солдата сыграл канадский актер Барри Пеппер.
В Венеции вспоминали фильм Элема Климова «Иди и смотри», где Алексей Кравченко сыграл ребенка в пекле войны. Теперь его герой объясняет многострадальному ребенку: «Партия — это поезд, в котором Сталин — машинист», «Верь в себя как коммунист». Среди сопродюсеров картины — Андрей Кушаев. Сама идея хороша, а графичность черно-белого изображения впечатляет. Но нагромождение ужасов так зашкаливает, что зрители начинают смеяться. Такое ощущение, что все зло мира втиснуто в судьбу одного ребенка.
Из Венеции Удо Кир отправится в Санкт-Петербург на кинофестиваль «Послание к человеку». Там состоится, возможно, единственный в России показ «Раскрашенной птицы», а потом Кир произведет выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.