Юрий Шевчук сравнил Путина с Бродским

Оба вышли из коммуналок

Документальный фильм-путешествие «Юра, музыкант», участвующий в конкурсе фестиваля «Будем жить!», снят телеведущим и режиссером Павлом Селиным о легенде русского рока, лидере группы «ДДТ» Юрии Шевчуке. Работа над ним продолжалась 11 лет и, похоже, измотала всех. Шевчука можно смело назвать соавтором картины, потому как он принимал активное участие в ее создании. Съемочная группа сопровождала концертный тур «ДДТ» по городам и весям, куда иные музыканты никогда не поедут. Разговоры велись в купе поезда, мчащегося сквозь зимнюю стужу. Складывается ощущение, что Шевчук не летает самолетами, и, говоря словами Маргариты Алигер, жизнь его — железная дорога, вечное стремление вперед.

Оба вышли из коммуналок

Павел Селин вспоминает, как начали снимать 11 лет назад для программы «Главный герой», когда сам он работал на «нормальном НТВ». Тогда удалось протащить большое количество высказываний, которые позднее никогда бы и не прошли. В итоге образовалось огромное количество материала. Его не вместить ни в один сюжет. А потом изменилось время. «И мы с Шевчуком решили: а давай снимать вникуда, — рассказывает режиссер. — Отложили — осмыслили. К 2016-му оба поняли, что устали от фильма. Иногда Шевчук говорил: «Я устал, у меня десять концертов, отстань», но потом решил: «Ну давай, старик, доделаем». Никто не думал, что все затянется на 11 лет. Но хотя бы не на 25. Денег не было, но за две с половиной недели их удалось собрать в Интернет». А потом помогли сокурсники режиссера по воронежскому журфаку — любители рок-н-ролла. «Способ прихода денег был мистическим. Иногда они падали с неба, — вспоминает Павел Селин. — Бывало, что откуда-то бралась ровно та сумма, которая была нужна».

Режиссер объяснил, что зиму специально не снимали, только на Ямале и в Казахстане во время турне «ДДТ». Фильм получился зимним спонтанно. Когда материал был отснят, глобальное присутствие зимы стало очевидным. Почему поезда? Да потому, что купе предполагает разговор по душам. И вот вам интуитивный образ российского интеллигента, конкретно Шевчука, летящего сквозь пургу бог знает куда.

Музыкант Юра скажет, что многое изменилось: советских коней поменяли на импортных иноходцев, а человеку хочется подвигов, хотя бы лежа на диване. На своих концертах, а они всякий раз подобны битве, он видит истерзанных и одиноких людей «в колючках бытия». Бывают такие тяжелые концерты, словно мешки таскал. Шевчук вспоминает, как, приехав в 18 лет на Колыму художником, работал пожарным и три пожара потушил. После Колымы ни одна сволочь не сделает его никогда сталинистом: «Я там получил прививку». Дед Шевчука с диковинным именем Сосфен жил в Красноярском крае, работал в Канске на лесозаводе, а в 1937-м его расстреляли в тайге. В Уфе Шевчук работал санитаром в морге, потом жил в питерской коммуналке на улице Марата в комнате три на три, где умещались только кровать и тумбочка.

В главе «Город», а фильм структурирован по инициативе главного героя, Павел Селин вместе с ним идет по заснеженному Петербургу. У памятника Некрасову Шевчук задается вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?» — и делает вывод, что ничего у нас не изменилось. В Басковом переулке показывает дом, где родился Путин. Рядом на балконе курил когда-то Бродский. Оба вышли из коммуналок, но один пошел в ФСБ, а второй выбрал внутреннюю свободу. Вспомнили знаменитый диалог с Путиным на одной из его встреч с интеллигенцией. «А как вас зовут, извините?» — спросил Владимир Владимирович. Шевчук ответил: «Юра Шевчук, музыкант». То есть президент спросил: вы кто? Шевчук считает, что сделал он это по-пацански, все равно что спросил бы: «Из какого ты двора?» Шевчуку, в общем, не важно: знал его Путин или нет, важно было вопрос задать.

Шевчук рассуждает о том, что через 30 лет политиков похоронят, а народ останется. Про власть скажет так: «Они боятся будущего, потому что не имеют о нем оперативных данных». Музыкант Юра рассуждает о попытке построения очередного величия, об отсутствии в стране творческой атмосферы, вспоминает, как его повязала вышедшая из кремлевских ворот охрана, когда он на рассвете читал на Красной площади стихи, забравшись на Лобное место. Вспоминает свой самый тяжелый концерт в Чечне в 1996-м: зал наполнился вооруженными людьми, приходившими только на 15 минут, — опасно дольше находиться среди такого скопления народа. п

После показа фильма «Юра, музыкант» пожилая зрительница сказала про Шевчука: «Это наш Джон Леннон. Я предвзято к нему относилась, а теперь вижу, что он действительно любит Россию и русский народ. Я в шоке. Таких, как он, надо брать в правительство». Ошарашенные пенсионеры интересовались, где найти его стихи, обступили режиссера так, как если бы перед ними был самолично Шевчук.

Павел Селин скажет в нашем разговоре, что его фильм — результат большого компромисса: «Это не мой фильм и не его». Можно только предполагать, каким Юрий Шевчук захотел выглядеть на экране: не ниспровергателем вечного застоя, а мудрецом, философом и поэтом. Его слова действительно можно растаскивать на цитаты, но ярости явно не хватает. Именно она делает его тем Шевчуком, в каком мы нуждаемся.

Читайте также: Почему Земфира отказалась заменить Шевчука

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру