На проспекте Сахарова на митинге «За честные выборы» выступали «Кровосток», IC3PEAK и Face (еще совсем недавно, правда, певший «я роняю Запад», но, по мнению многих, «образумившийся»). В противовес митингу Полина Гагарина, Егор Крид, «Градусы», Бьянка, Клава Кока иже с ними развлекали гостей на фестивале с пикантным названием Meat&Beat. Часть артистов: Манижа, OQJAV, некоторые другие (так же как за неделю до этого «Ногу Свело!», «Браво», Tequilajazzz, Алексей Кортнев в случае с аналогичной гастромузыкальной забавой «Шашлык Live»), сообразив, что их втягивают в историю с «душком», отказались от выступлений.
На сленге «meat beat» и «beat the meat» означает «мастурбировать», но организаторы, скорее всего, были не в курсе тонкостей уличной английской речи и имели в виду, конечно, исключительно прямой словарный перевод — мясо и бит. Поэтому и получилось пикантно, как перченая колбаска. Конечно, нельзя было не догадаться, что «жрать и плясать» настойчиво предлагалось в качестве противовеса митинговым страстям и гражданской активности. В советские времена людей похожим образом пытались отвадить от крестных ходов на Пасху, показывая по телевизору, специально продлевая его работу до глубокой ночи, самые «хайповые» по тем временам программы — «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» с «Бони М» и «Смоки» или концерты Аллы Пугачевой.
На «мясных» музыкантов-коллаборантов, как и за неделю до этого, посыпались проклятия. Большинство в ответ промолчали, пряча, возможно, глаза, но были и похвально оправдавшиеся вроде Егора Крида. «Поднялся шум вокруг моего выступления в парке Горького 10 августа, и я понимаю почему, — решил объясниться поп-стар перед общественностью. — Я выступаю для своих поклонников, а не для того, чтобы отвлекать людей от важных вещей в стране. Если вы хотите идти на митинг в этот день — это ваше право… Я не качаю и не хочу качать ни за одну из сторон, хотя я тоже ЗА честные выборы…» За этот пост «прогрессивная общественность» Егора в целом похвалила.
А параллельно и одновременно в двух столицах проходил опен-эйр Zavtra, объединяющий музыкантов, которым не безразлична среда обитания, экология планеты. Поскольку ситуация сложилась щекотливая, важно отметить: запланирован фестиваль был задолго до вышеописанных мероприятий, а первый проходил в России еще в 2012 году. Съехались не только российские артисты, но и зарубежные гости. От российских музыкантов, которые все как на подбор входят в линейку «прогрессивных», можно было бы, конечно, ожидать во время выступлений некоей декларативной реакции на беспрецедентные события, происходившие в паре километров от них, но как есть. «Каждый, право, имеет право…» — пел когда-то Андрей Макаревич.
✭✭✭
Аналогом Zavtra является европейский дружественный фестиваль Crussol. Миссия обоих — объединять людей вне зависимости от их национальности, возраста, цвета кожи и социального статуса в стремлении заботиться о природе, заниматься осознанным потреблением и думать о глобальных последствиях своих действий. Манифестом стала строчка из «Маленького принца» Экзюпери: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
В Питере программа оказалась обширнее, растянувшись на два дня. Там отыграли концерты камерунский джазовый басист и обладатель «Грэмми» Ричард Бона, украинский «стыцамен» Иван Дорн, группа вне жанров, стилей и эпох, постоянно устраивающая концерты в самых разных направлениях, All in Orchestra, инди-команды Triangle Sun и «Меджикул». Московский лайн-ап получился более лаконичным и скромным по количеству исполнителей, но не менее тяжеловесным по именам. На сцену вышли Zventa Sventana, Therr Maitz и «Мумий Тролль». Связующим звеном, как пострел, который везде поспел, стала французская певица Zaz. К ней российская публика питает особенно теплые чувства с момента ее появления на большой сцене. Энергичная барышня успела порадовать поклонников и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
Московскую версию фестиваля открыла основательница Zventa Sventana Тина Кузнецова (кстати, большая подруга «Би-2», часто выступающая на их концертах). Ее творческая история — тот случай, когда выход в финал телевизионного вокального конкурса сработал и стал трамплином к вершине популярности. Не Нейромонахом единым, как говорится. Тина задолго до нашумевшего Феофана начала колдовать над аутентичными фольклорными песнями современными методами, соединяя архаичные тексты с новомодными звуковыми приемами и элементами актуальных жанров.
Имидж у команды весьма странный: может сложиться ощущение, что ее участники так и не определились, как им лучше выглядеть на сцене — традиционно или модерново, и в итоге застряли где-то в расщелине между мирами. На этот раз солистка вышла к публике в длинном синем платье, не вызывающем никаких ассоциаций ни с народной, ни с электронной тематикой, а подошедшем бы скорее скромной пианистке российского музыкального салона эпохи декабристов. Ее коллеги по сцене надели белое, покрасили волосы в кислотные цвета, а бэк-вокалистка пританцовывала с забавной повязкой на голове. Игривый и слегка нелепый внешний вид вполне сочетался с задорными опусами группы, особенно с заглавной композицией последнего альбома, давшей ему название: «Мужа дома нету». В ее записи и съемках клипа отметился уже упомянутый Иван Дорн. Ироничное психоделическое видео, в котором он играет роль подвыпившего деревенского парня, набрало в Интернете больше миллиона просмотров.
✭✭✭
Therr Maitz — одна из очень немногих отечественных групп, которой удалось добиться массового признания на родине, исполняя англоязычные песни. Двигаться вперед лидеру коллектива, который откровенно признался в одном из интервью «МК», что в большинстве случаев перетягивает в команде одеяло на себя, очень помогает отсутствие страха. Дело не только в композициях на иностранном языке, к которым часть слушателей относятся скептически. В позапрошлом году, например, Антон Беляев расстался с бывшей ритм-секцией — «профессиональными харизматичными парнями», как сам их называл. Не побоялся принять, по его собственным словам, «самое летальное за всю карьеру» решение. В итоге оно вывело группу на новый уровень. Сейчас музыканты «грозятся», что поклонников шокирует «в хорошем смысле» альбом «Capture», над которым велась долгая, активная и кропотливая работа, а пока — продолжают радовать эмоциональными шоу. Даже без декораций и спецэффектов, как показал их фестивальный сет, пороха в пороховницах хватает. Антон вместе с боевой подругой, солисткой Викторией Жук — украшением мужского коллектива Therr Maitz, зажгли не по-детски, чередуя динамичные хиты вроде «Feeling Good Tonight» и «My Love is Like» с романтичными, но не менее экспрессивными балладами, а в финале устроили безумный джем, ловко жонглируя вокальными и инструментальными партиями. Как говорил в фильме «Приключения Буратино» вернувшийся в мерзкую погоду домой Карабас-Барабас, играя на трубе, — «это просто праздник какой-то!»
✭✭✭
Космический Илья Лагутенко с коллегами из «Мумий Тролля» сработали на контрасте, показав более томную и меланхоличную историю. Они выступили с особенной программой «Вечерний чай», которую играют крайне редко. В нее вошли всеми любимые песни «троллей» разных лет и творческих периодов, изящно аранжированные в акустике. Презентация с подвешенной над сценой металлической пластиной, в которой эффектно отражались лучи софитов и фигуры артистов, состоялась в прошлом году в одном из больших концертных залов Москвы. Артисты обошлись без инноваций, задействовав традиционный экран на заднике сцены, на котором вращались яркие красно-белые фигуры, удачно сочетавшиеся со стильным удлиненным бордовым пиджаком и широкополой светлой шляпой Лагутенко. Он сам в этот вечер был похож на инопланетного гостя из одноименной песни, которой открыл выступление. Гости услышали также любопытные версии композиций «Владивосток 2000», «По любви», «Моя певица», «Такие девчонки». Артисту-рокапопсу подпевал и играл на клавишных один из основателей латвийской группы Instrumenti Янис Шипкевиц, приглашение которого на «Вечерний чай» стало этакой вишенкой на торте.
✭✭✭
Парад музыкальных «планет», посвященный бережному отношению к планете Земля, завершил концерт Zaz. Изабель Жеффруа (настоящее имя певицы) не случайно стала хедлайнером и в Москве, и в Питере. Исполнительница уже долгие годы занимается благотворительностью (во время одного из туров в Россию, например, она проехалась с выступлениями и подарками по детским домам), а также поддерживает экологические инициативы, основав собственное движение Zazimut, под эгидой которого проводит музыкальные фестивали. Общественная деятельность, судя по всему, совершенно не мешает и творческому движению. Артистка выпорхнула на сцену, похожая на мотылька, в блестящем черном платье, полная сил и энергии. Хотя многие называют ее продолжательницей традиций французского шансона, сравнивают с Фреэль и Эдит Пиаф, ей тесно в рамках одного направления. В прошлом году у нее вышел новый альбом «Effet Miroir», где в композициях смешиваются самые разные стили и приемы. Таким же, похожим на коктейль, составленный из множества ингредиентов с различными вкусами, получилось и очередное выступление артистки-активистки.
О вышедшей пластинке, отказе от участия в качестве наставницы в музыкальном телеконкурсе и многом другом читайте в интервью с Zaz в одном из следующих выпусков «Звуковой дорожки».