Святые Петр и Феврония Муромские, как известно, покинули этот мир в один день и час, просили похоронить их вместе. Волю их не выполнили, но тела усопших дважды чудесным образом воссоединялись, и после этого приняли решение о захоронении в одном гробу. С тех пор вступающие в брак просят у муромских святых заступничества, прикладываются к мощам, находящимся часах в пяти езды от Москвы.
В последний день работы выставки Мунка очередь выстроилась едва ли не от метро. Никаких палаток МЧС, сноса дверей, полевой кухни с бесплатной раздачей каши, как это было на выставке Серова, конечно, не наблюдалось. Все-таки лето. Стояние под хмурым июльским небом — это все же не три-четыре часа на морозе. По каким-то причинам никакого ажиотажа не случилось на не менее масштабных выставках Айвазовского и Репина. А вот сумрачный норвежский гений Мунк всколыхнул наших сограждан, особенно молодых. Экспозиционная площадь в Инженерном корпусе Третьяковки гораздо меньше, чем в здании Новой Третьяковски на Крымском Валу. Соответственно и количество потенциальных посетителей гораздо скромнее. Электронные билеты быстро разлетелись, но у всех алчущих Мунка была возможность занять живую очередь. Поначалу она не была гигантской, и попасть в музей можно было без экстрима. Но мы же всегда пытаемся вскочить в последний вагон уходящего поезда. Ближе к финалу наплыв посетителей резко увеличился, и дирекция Третьяковки милосердно продлила выставку на несколько дней, установила продленный график — до 23 часов. Как и в случае с Серовым, когда познания многих посетителей ограничивались «Девочкой с персиками», теперь многие приходили ради «Крика». Других работ Мунка, навеянных болезнью, безумием и смертью — черными ангелами у колыбели художника, как он сам говорил, люди не знали. Но выходили все ошарашенными — убийцей с зеленым лицом, автопортретом обнаженного художника и впечатляющими фактами его жизни. В очередях времени народ не терял: читали, разговаривали по телефону, ели, пили, слушали аудиолекции о Мунке. Некоторые запасались раскладными стульями. Отстояв пару часов, кто-то не выдерживал, решив отправиться в Осло и уже там посмотреть Мунка. Но надо еще застать путешествующую по миру коллекцию. Да к тому же никто вам не гарантирует, что и там вам не придется отстоять положенное.
Вы же должны прочувствовать, что прикоснуться к прекрасному и высокому — это событие. К которому нужно подготовиться. Пусть даже и в очереди.