Что это значит для одной из главных премий в области современного искусства? Как прошел премьерный показ нижегородской версии «Инновации»? И какое будущее может ждать награду?
Начнем с конца. Церемония вручения «Инновации», которая проходила в дождливый вечер под ажурными сводами павильонов, чудом сохранившихся со времен Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Недавно отреставрированные стальные конструкции конца ХIХ века, наспех покрытые тентом, не слишком хорошо защищали участников и зрителей церемонии. Музыканты симфонического оркестра и оперные певцы, выступавшие на вручении, кутали инструменты в пледы, а себя — в теплые куртки. Так что все участники буквально телом ощущали переломную ситуацию, в которой оказалась «Инновация».
Суть происходящего, пусть и в полушутливом тоне, озвучил один из лауреатов — Леонид Бажанов, искусствовед, основатель Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и его художественный руководитель с момента создания до 2016 года, когда ГЦСИ потерял самостоятельность и вошел в состав РОСИЗО (Бажанов уволился через несколько месяцев после поглощения, заявив, что не видит для себя «возможности работать в таком климате»). Награду за вклад в развитие современного искусства ему вручал Владимир Толстой. «Этого человека нужно было давно наградить», — заметил советник президента по культуре и пригласил лауреата на сцену. До того никто из награжденцев толком не высказался: им либо вовсе не давали слова, либо они ограничивались благодарностью, сказанной мимо микрофона.
— Мне, наверное, и правда давно надо было дать премию, но пока я работал в ГЦСИ — это было бы воспринято как коррупция. Теперь я не работаю в ГЦСИ, и мне дали приз, — сказал Леонид Бажанов. — Когда-то я купался здесь, на Стрелке, и думал о современном искусстве в России… А потом мы сделали ГЦСИ, который сейчас в руинированном состоянии. И все-таки это коррумпированная ситуация, что я получил премию, ведь все члены жюри — мои друзья…
Говорят, в каждой шутке есть только доля шутки. Здесь как раз такой случай. То, что Бажанову дали премию, вызвало всеобщую поддержку зала и бурные аплодисменты: он как никто другой заслужил. И в период «руинированного состояния» ГЦСИ жест стал особенно приятной неожиданностью. Выбор же некоторых других номинантов оставляет вопросы, которых «между строк» коснулся Бажанов.
Например, присуждение премии в номинации «Художник года» Владимиру Селезневу. На соискание награды была выдвинута его ретроспектива «Иногда кратчайший путь — самый длинный», которая состоялась в прошлом году в екатеринбургском «Ельцин-центре». На выставке номинантов «Инновации» в нижегородском Арсенале представили самую известную работу автора «Мегаполис». Инсталляция весьма достойная — красноречивая, многослойная, понятная с первого взгляда, возможно, даже гениальная. Перед зрителем на полу — куча мусора: пустые бутылки, упаковки от пиццы, смятые пакеты… И вот выключают свет, и мы уже видим вместо пугающей кучи отходов великолепный ночной город, сияющий огоньками окон (эффект создан с помощью светонакопительной краски). Все бы хорошо, только вот первая версия работы создана еще в 2010-м, а номинация, по идее, предполагает поощрение художника, сделавшего некий арт-прорыв за истекший (в данном случае 2018-й) год. Смущает и то, что Селезнев входит в состав экспертного совета «Инновации» — то есть он один из тех, кто выбирал из 400 заявок работы, которые вошли в шорт-лист.
Ощущение междусобойчика не оставляет и при взгляде на выбор в номинации «Проект года». Им стал перформанс «Страсти по Мартену», который состоялся на Выксенском металлургическом заводе, что в Нижегородской области. Событие, срежиссированное Аллой Абалихиной, на несколько дней превратило предприятие в театральную площадку. Видеохроника представления выглядит опять же достойно, но становится как-то неудобно от того, что премия, поддержанная губернатором Нижегородской области, отдает предпочтение событию, случившему в своем же регионе. То же касается и номинации «Новая генерация», где выбор пал на перформанс «Пролетайте и соединяйтесь», который состоялся осенью прошлого года на стадионе «Водник» в Нижнем Новгороде.
В номинации «Куратор года» победил проект «Ткань процветания», состоявшийся в московском «Гараже». И вот снова это чувство неудобства… Хороший проект, но этично ли давать ему награду, когда директор «Гаража» Антон Белов входит в состав жюри, а старший куратор этого музея Екатерина Иноземцева — в экспертный совет? В номинации «Региональный проект» награда досталась краснодарскому проекту «Суперобложка», куратор которого Елена Ищенко тоже входит в экспертный совет премии… А ведь когда-то «Инновацию» (государственную, между прочим, награду, финансируемую Минкультуры), вопреки всему и вся, давали группе «Война» за нецензурный жест размером с мост, адресованный ФСБ… Было смело, спорно и громко, но это уже история.
Три года назад, после поглощения ГЦСИ, для премии центра начался новый период. Поменялись команда, логотип, вид статуэтки и в целом дух. Сейчас трансформации продолжаются. На церемонии вручения Алла Манилова дала понять, что премия уйдет в регионы.
Никто не спорит: регионы надо развивать. Если бы каждый год «Инновацию» стали проводить в новом городе, это было бы в духе мировой практики. Например, знаменитая кочующая биеннале современного искусства «Манифеста» каждый раз проходит в новом месте, что помогает показать динамику арт-процесса в контексте разных географических точек. Превратись «Инновация» в подобную кочующую выставку-премию, она могла бы остаться важным всероссийским событием, выйдя на новый уровень. Но переезд на ПМЖ в один город, вероятно, сделает ее совершенно локальным событием.
Нельзя не остановиться на еще одном моменте, связанном с репрезентацией премии. Выставка в Нижнем Новгороде, как заявляют организаторы, делается для того, что сблизить современное искусство и непрофессиональную публику. То есть рассчитана не на узкий круг специалистов, а на всех без исключения горожан и гостей города. И здесь устроителям надо было постараться, чтобы как можно более интересно и наглядно представить проекты, выбранные как самые значимые в России за 2018 год из сотен других.
На деле выставка заняла небольшую часть второго этажа Арсенала. Большинство проектов (а всего их 35) представили в виде комикса, придуманного художниками Максимом Труловым и Ксюшей Ласточкой. Герой — собирательный образ зрителя — путешествует по арт-событиям. Каждому проекту посвящена одна картинка. Она дополняется небольшой подписью и QR-кодом (наводишь на него камеру телефона — и появляется ссылка на сайт проекта или институцию, где он проходил). В итоге получается, что зрители пробегают проекты, не понимая, что же за ними стоит. Так что устроен человек: раз уж нашел в себе силы прийти на выставку, то хочет получить впечатление «здесь и сейчас», а не стоять у каждой картинки с телефоном, разбираясь, как же попасть на сайт (к тому же, далеко не все телефоны поддерживают QR-код).
Самой наглядной и понятной на выставке выглядит как раз работа главного лауреата Владимира Селезнева, но остается ощущение, что этого мало, а другие работы представлены слишком сжато. Может быть, стоило дать больше «воздуха» выставке и представить более подробную документацию проектов, благо места в Арсенале хватает?
Возможно, так получилось, потому что у организаторов было немного времени на подготовку. Хотя очевидно, что нижегородцы старались, делали все с душой и усердием, однако результат не полностью отвечает поставленной задаче.
Будем надеяться, что «руинированная ситуация» ГЦСИ и ее премии «Инновация» все-таки переменится. Как стало известно «МК», Центр современного искусства и все его филиалы вскоре должны передать из ведения РОСИЗО в Пушкинский музей. Директор ГМИИ Марина Лошак присутствовала на открытии выставки и вручении премии. Возможно, под ее руководством для ГЦСИ откроются новые горизонты.