«Локи, ты же точно знаешь, что Бог есть, ты был в его чертогах... Зачем ты разубеждаешь людей? — Люблю провоцировать святош, пусть задумаются», — это один из диалогов фильма «Догма». Двадцать лет назад, когда голливудский кинохит вышел в прокат, публика во всех российских кинотеатрах жутко хохотала. Было и правда смешно, а сейчас подобного рода юмор уже в исполнении группы «Ленинград» почему-то пугает, причем иногда тех же людей, которые двадцать лет назад, возможно, смеялись.
За эти годы благодаря настырно оболванивающему агитпропу и высочайшей отмашке некогда болезным маргиналам насаждать налево-направо в начале XXI века свои заскорузлые «духовные скрепы» и средневековое мракобесие возникла внушительная масса зомбированных биороботов, которые каждый божий день, проснувшись поутру, начинают остервенело рыскать по округе с маниакальным намерением обязательно чем-нибудь «оскорбиться». Конечно, находят: был бы столб, а уж примоститься к нему — дело техники. И разносится по полям и весям огромной страны нескончаемый плач «оскорбленных» ярославен…
Они все, эти «оскорбляющиеся», конечно, «клиентура» Шнура. Точнее — не клиентура, а объект изощренных и провокационных насмешек. Не только успешный и циничный шоу-бизнесмен, но и хохмач, шутник, злой пересмешник сумел превратить ядреный набор своего «бесстыжего» стеба в хорошо монетизируемый инструмент. Хайп всех хайпов, поскольку в обстановке существующих реалий огрести по кумполу за такие шалости можно с пол-оборота. Но благо по шаловливым ручонкам в отличие от иных «шутников» его не особо пинают — благодаря, как судачат, неким высоким покровителям. Таким образом, благодаря этим таинственным «покровителям» и Шнурову куражу вырываются на наши просторы отдельные пуки свежего воздуха…
Для летнего сезона Шнур и Ко сделали публике предложение в духе два по цене одного, превращая объявленное «закрытие» «Лениграда» в грандиозный гастрольно-медийный хайп. «Кабриолет» и i_$uss (перековерканное «Иисус» с изящными реминисценциями в написании ко всепоглощающей виртуальности и презренному металлу) вышли почти одновременно, но с совершенно разным общественным резонансом. По форме и содержательно эти сочинения предназначены вроде бы для разной публики, но публика проглотила все без разбору, да еще и облизнулась. При этом, как водится у Шнура, сработал и тонкий расчет на тех самых «оскорбляющихся», которые тоже не заставили себя ждать, выступив на подпевках мощным визгливым хором.
«Кабриолет» — характерный для «Ленинграда» турборокерский боевик, i_$uss — примодненная эстрада, которая отлично подходит для утренних водных процедур, если говорить исключительно о музыкальной составляющей. Но есть еще и визуальное воплощение опусов, что в истории с «Ленинградом» всегда имеет совершенно отдельное и самодостаточное значение.
Видео на «Кабриолет» — еще одна версия того, что уже было неплохо отработано в роликах вроде «Экспоната» или в «В Питере Пить». То, что сняли для i_$uss, можно, наверное, назвать клипом, которого давно ждали. В пестрой видеоколоде «Ленинграда», остро рефлексирующей на социально-общественные тренды, явно не хватало религиозного сюжета, а Шнур сейчас, наверное, единственный в музыкальной индустрии, кто может себе такое позволить. Он вроде как у нас главный. Рвет стадионы, ходит в Госдуму, кроет семиэтажным и может со своей фирменной хамоватой хрипотцой произнести что-нибудь вроде: «Это искусство, и я не обязан ни перед кем отчитываться».
И за что, собственно говоря, отчитываться? В том же «Экспонате» была показана очень правдивая и оттого пробирающая до жути картина общественных нравов России 2.0, так же, как и во всех последующих видеовиршах. Вменяемые ржали до колик, а профессиональные «оскорбляющиеся», как и положено, оскорблялись. В i_$uss, моментально побившем и чарты «ЗД», выразительно разыграно то, что уже известно и даже ярко представлено в массовой культуре. Достаточно пересмотреть ту же «Догму», упомянутую вначале. Насколько деликатно представлено — вопрос, наверное, вкуса и широты мировоззрения. Ситуация «обОстрилась» (как говаривал Михал Сергеич) и в силу намеренного смешения двух болезненных общественных тем, каждая из которых (религия и наркотики) может трактоваться в русле известного изречения классика, почитаемого до сих пор Мавзолеем на Красной площади, об «опиуме для народа». Но с тех пор, как его, этого «классика», там забетонировали, многие смыслы сместились, вот и вой на всю округу — на радость Шнуру и его бухгалтерии…
■ ■ ■
Эксцентрики из Little Big в свою очередь пытаются всем доказать, что после мирового, без преувеличения, триумфа хита Skibidi все же есть жизнь, и вернулись в чарты с новым хитом I' M OK. Нет никакого сомнения в том, что летом песня с припевом «I' m ok, i' m not alcoholic» («Со мной все хорошо, я не алкоголик») может стать настоящим гимном. Осталось лишь посмотреть, насколько местная публика хороша в английском и станет ли новый вирш очередным флешмобом, как и в прошлый раз. Впрочем, уверенный букинг за пределами России позволяет коллективу надеяться на урожайный фестивальный сезон.
Песня «Пуля-Дура» была представлена еще зимой на московских аншлаговых сольниках Светланы Лободы, но только теперь, после выхода видеоклипа, обрела статус хит-сингла. Недоброжелатели, конечно, пыхтят и даже закатывают, как Сергей Лазарев, ревнивые истерики организаторам музыкальных премий: мол, «без году неделя», а ей уже мегамиксы из семи песен на 12 минут организовывают, хотя «другим» лишь по одной песне дают спеть. Наверняка гадают, долго ли еще даме пребывать в дамках, и ждут, конечно, не дождутся… Но пока нет никаких намеков на то, что поп-дива и ее команда выдыхаются. Все по-прежнему ритмично, отвязно и весьма секси. Последнее качество очень важно и продуктивно в контексте шоу-бизнеса.
К тому же музыкальный «почерк» «команды Лободы» весьма оживил и творчество других звезд, включая даже Филиппа Киркорова с его громоподобным триумфом хита «Цвет Настроения Синий». На днях подоспел уже и новый сингл поп-короля «Стеснение пропало» с явными фирменными «штучками» соратницы. Таким образом, Loboda превращается просто из модной штучки в форменного трендсеттера.
Впрочем, на лидерство в этой позиции претендует и Егор Крид. Причем весьма самоуверенно: «Я не следую трендам, я их создаю», — заявил артист на недавней церемонии Муз-ТВ, и по его уверенному взгляду могло показаться, будто трендов этих у него просто полны карманы. В определенном смысле руки у Егора действительно развязаны. Мучительный развод с лейблом Тимати, под крылом которого Крид стал большой звездой, наконец закончен, и теперь музыкант сам себе продюсер. Новый трек «Грехи» вряд ли тянет на статус «революционного», но в то же время отражает, наверное, все то, к чему артист так стремился. Он страсть как хочет показать себя крутым рэпером, и этот честолюбивый замысел слегка интригует. Либо разбегутся кридовские фанатки, либо исполнитель «Будильника» откусит кусок пирога, который смачно поглощают Pharaoh, Big Baby Tape и иже с ними. Интересно, что произойдет быстрее.
И конечно, нельзя не заметить новости с планеты героического шансона. Денис Майданов изрядно растревожил поклонников новой песней «Обречен На Любовь». В видео сам Денис, мотоцикл, гитары, брызги шампанского, в некоторых эпизодах намек на интим, причем с собственной женой, что крайне скандально в контексте вольных нравов шоубиза, но зато очень «духовноскрепно». В отличие от «Ленинграда»...